Преподобный Антоний, в миру Александр Путилов, родился в тысяча семьсот девяносто пятом году в Борисоглебске. В юности он оказался во взятой французами Москве. Пережитое оставило сильный отпечаток в его душе. Сразу после того как Александру удалось бежать из города, он отправился к старшему брату Тимофею, который жил отшельником. Оба они приняли монашеский постриг с именами Моисей и Антоний. Епископ Калужский благословил их основать при Оптиной пустыни уединенный скит. Спустя некоторое время он поставил Антония игуменом Черноостровского монастыря. Через несколько лет трудов на благо обители Антоний по состоянию здоровья вернулся в Оптину пустынь, на покой. Он всем сердцем стремился к уединенной жизни, но его духовные дарования привлекали все больше посетителей. Старец славился своей прозорливостью, любовью и вниманием к людям. К нему шли за благословением, духовным наставничеством. Когда старцу Антонию исполнилось семьдесят лет, он принял схиму, дал еще более строгие монашеские обеты. В июле подвижник тяжело заболел. Перед кончиной он поступил как истинный монах, главной заповедью которого является послушание. Отец Антоний попросил, чтобы к нему пришел настоятель, чтобы отправиться в последний путь с его благословением.
Братья Ткачёвы. «Май 1945 года»
— Прошу прощения! Забыл отключить телефон. Обычно в музеях я всегда это делаю. Всё, выключил. Ещё раз извините!
— Вы мне совсем не помешали. Более того, мелодия вашего звонка вполне соответствовала моменту. Ведь мы с вами стоим перед картиной, которая называется «Май 1945 года».
— О, это одна из жемчужин коллекции Музея братьев Ткачёвых! Я местный житель, и частенько захожу сюда на неё посмотреть.
— А я приехал в Брянск из Москвы — специально, чтобы посетить это замечательное место. Конечно, работы народных художников Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачёвых есть и у нас в Третьяковке. Но их полотно «Май 1945 года» всегда особенно меня интересовало. А оно — здесь, у вас.
— А почему именно эта картина вам так интересна?
— Знаете, в 91-м году я увидел её впервые — на почтовой марке, специально выпущенной ко Дню Победы. Маленький квадратик бумаги. Помню, разглядывал под лупой. Но уже тогда эта работа поразила меня своей внутренней силой. И сейчас, стоя перед подлинником, вижу, что не ошибся.
— Тема Великой Отечественной войны — одна из главных в творчестве братьев-художников. Ведь Ткачевы знали о ней не понаслышке. Старший из братьев, Сергей Петрович, всю войну прошёл рядовым пулемётчиком, был тяжело ранен. Алексей Петрович трудился в тылу — эвакуированный с Брянщины на Урал, он уже в 15 лет встал к станку на заводе Уралмаш.
— А после войны братья поступили в московский Суриковский художественный институт. Именно в те годы братья начали писать картины в соавторстве. Однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Соединив два своих уникальных таланта, Ткачёвы создавали картины с потрясающе глубокой и живой внутренней драматургией.
— Именно такое — их полотно «Май 1945 года». На нём запечатлён трогательный момент. Семья встречает возвратившегося с фронта солдата. Глава семьи снова дома! Жена, дочь и мать, кажется, не могут поверить этому счастью.
— Только представьте себе: они занимались обычными делами. И вдруг — такая радость! Сколько разных эмоций одновременно должно было на них нахлынуть! И мне, кажется, художники очень тонко отразили в своей работе этот момент.
— Герои картины как будто немного оробели — ведь они не виделись долгих четыре года. Сколько слёз, наверное, пролила украдкой жена солдата, думая о том, где он и что с ним. Первые мгновения неловкости пройдут. Семья крепко обнимется и ступит в новую жизнь — где нет войны.
— Действительно, братья Ткачёвы на своём полотне «Май 1945 года» запечатлели мгновение. Радость пока ещё очень робкая. Жена, словно стесняясь проявить чувства, тихо стоит рядом и, кажется, плачет. А дочка радостно обнимает отца. И не может понять слёз матери: счастье ведь! Отец вернулся с войны!
— Между прочим, главный герой картины братьев Ткачёвых — реальный человек. Это их фронтовой друг, Сергей Кондратьевич Драгомиров. Он вернулся с войны без одной руки. Но при этом стал известным на всю округу печником.
— Да, я слышал о том, что братья Ткачёвы часто изображали на своих полотнах родных и знакомых. Вот, наверное, почему лица героев их картин кажутся такими близкими. А у воина на полотне, действительно, пустой рукав гимнастёрки. И медали на груди.
— Я как будто чувствую настроение персонажей этого полотна. И даже слышу аромат цветущих яблонь, среди которых они стоят. Чувствую, как согревает землю тёплое майское солнце.
— По-моему, художники буйным майским цветением и солнечными бликами хотели подчеркнуть не только время года. Но и символично выразить начало новой, мирной и счастливой жизни — и для этой семьи, и для всех людей.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Май 1945 года» можно увидеть в Музее братьев Ткачёвых в Брянске.
Все выпуски программы: Краски России
Не горяч и не холоден. Светлана Бакулина
В моей жизни был период так называемого духовного равнодушия. Я приходила в храм без какого-то воодушевления и не для того, чтобы помолиться, обратиться к Богу, а просто по привычке. Потому что, ну, вроде так надо. Меня не вдохновляли ни паломнические поездки, ни духовные книги, ни пение на клиросе. Я могла просидеть всю службу в телефоне, отвечая на сообщения, пролистывая ленту новостей, при этом формально я присутствовала на Богослужении, изображала показное смирение и крестилась каждый раз на словах «Господи помилуй». Физически я была в храме, сердцем и душой — совершенно нет. Исповеди и причастия избегала.
Помню, в начале моего воцерковления я буквально бежала на службу не потому, что о чем-то хочу Бога просить, а от переполнявшей душу благодарности за всё. Тогда я ценила каждый момент в церкви, с радостью молилась, осознавала, что нуждаюсь в качественном изменении себя.
Сейчас же я не хотела менять ничего. Вроде и не было никаких особых причин для уныния, но и радости в этом состоянии я не испытывала. В глубине души понимала: «Что-то всё-таки здесь не так». Но я даже не знала, каким словом можно охарактеризовать моё состояние. Решилась поговорить об этом со священником. И я получила от него такое объяснение:
— То, о чём ты рассказываешь, называется теплохладность. Состояние духовной расслабленности и равнодушия к заповедям Бога и жизни в церкви. Человек ходит в храм, исповедуется, но, словно, ничего не чувствует. Он только одним этим и отличается от неверующих, что в храм ходит. Почитай — третью главу откровения Иоанна Богослова. Станет понятнее про теплохладность — подытожил священник.
В этот же вечер я открыла книгу и нашла тот самый абзац: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся».
В этих словах я нашла для себя ответ: Только противоположное равнодушию чувство может вернуть человека к Богообщению. Господь призывает быть ревностным. Почему у меня это не получается? Следующее слово после «ревностен» в цитате из Откровения было «покайтесь». Это у меня отозвалось. Вот — корень проблемы. Я поняла, что в моем случае состояние теплохладности вызвано накопившимся количеством неисповеданных грехов. А значит, надо идти на исповедь.
Еще я поняла, что духовная жизнь — это борьба. Нельзя замирать на месте. Нужно двигаться вперед, преодолевая себя. И в состоянии охлаждения нужно непременно бежать к самому источнику тепла. К Богу!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
21 сентября. О жизни и трудах Ивана Лепёхина
Сегодня 21 сентября. В этот день в 1740 году родился русский учёный-энциклопедист Иван Лепёхин.
О его жизни и трудах, — протоиерей Артемий Владимиров.