Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 1.
Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников, то есть двенадцати самых значимых событий из земной жизни Христа и Богородицы. Его описание содержится в трех Евангелиях. В них говорится, что однажды Христос сказал ученикам, что некоторые из них еще при жизни увидят Царство Божие. Наступил день, когда Спаситель взял с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна и поднялся с ними на высокую гору. Внезапно Христос преобразился, его одежды и лицо стали сияющими, как снег. Явились два ветхозаветных праведника – пророки Илия и Моисей. Они беседовали с Христом о том, что вскоре ему предстоит отойти к Небесному Отцу. Вдруг гору окутало блистающее светлое облако. Апостолы ощутили такую невыразимую радость и счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть!» А из облака послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Изумленные апостолы пали на землю. Спаситель запретил ученикам говорить об увиденном до Его крестной смерти и Воскресения. Он словно готовил их к страданиям и унижениям Голгофы. Ведь многие апостолы видели в Христе в первую очередь вождя и будущего царя, который освободит страну от римского владычества. Спаситель же показал, что, несмотря на Божественную природу, он добровольно пошел на Крестные муки за все человечество.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 2.
Праздник Преображения – один из двенадцати самых важных праздников православной Церкви. Глубинное содержание этого события – это явление Царства Божьего на земле. В Евангелиях рассказывается, как Спаситель взял на гору трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и преобразился перед ними. У учеников открылось иное, духовное зрение и они увидели, как от Христа стал исходить блистающий свет. Апостолы почувствовали невыразимое счастье и радость. Гору окутало облако, из которого раздался голос: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Так Спаситель явил ученикам свою Божественную природу. Христос перестал быть Освободителем одного Израиля, он показал, что пришел освободить целый мир. Кроме того, в Преображении раскрылся истинный духовный смысл и цель веры – приобщение к этому нетварному Божественному Свету, то есть обожение человеческой природы.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 3.
Праздник Преображение в народе еще называют “Яблочным Спасом”. Одна из давних традиций, связанная с этим днем – освящение плодов нового урожая. Это не только благочестивый обычай, но и глубокое по смыслу событие. Природа была сотворена для того, чтобы создавать человеку все условия для его блаженства – питать и радовать его. Но из-за проступка человека, из-за грехопадения, была нарушена чистота всего живого. Церковь своим благословением снимает эту печать проклятия. Она придает еде новый смысл, освящает тело и молит, чтобы Господь так же освятил душу. Чтобы он сохранил людей, их мир и быт в покое и радости. Поэтому в праздник Преображения Церковь вспоминает и о преображении природы. Она освящает плоды нового урожая и благословляет труды земледельцев. В Средиземноморье традиционно в этот день освящали новый урожай винограда. В нашей местности принято освящать яблоки. Издавна на Руси в этот день раздавали бедным фрукты и овощи нового урожая.
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Часть 4.
Одно из чудесных событий земного пути Спасителя – это Преображение Господне. В этот день Христос дал прикоснуться трем своим близким ученикам к Царству Божию. Петр, Иоанн и Иаков увидели Спасителя не как мудрого Учителя, не как освободителя Израиля от власти Рима, но как Сына Божия. В этот день апостолам явилась вся Пресвятая Троица. На горе Фавор, куда Христос привел апостолов, он открылся им как Бог Сын, излучающий свет. Гору накрыло белое сияющее облако Духа Святого. И раздался голос Бога Отца, произнесший: “Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте”. Апостолам было заповедано скрывать увиденное. Но после Вознесения Христова они рассказали о тайне Преображения. В сущности, оно продемонстрировало естественный финал развития личности верующего. Вера не сводится к созерцанию собственных грехов и покаянию. Вера – еще и дерзкое стремление к личной святости. Финал трудов покаяния, молитвы, помощи ближнему — это личное преображение человека. Оно невозможно без участия Бога. Но своим Преображением на горе Фавор Спаситель показал, как он стремится и к нашему преображению.
«Смотри на себя, как на мёртвого»
— Смотри на себя, как на мёртвого, — так говорю я себе, — и тогда не заметишь прихода смерти. Притупи жало смерти при жизни, и когда она придёт, ей нечем будет уязвить тебя. Каждое утро смотри на себя, как на новорождённое чудо, и не заметишь прихода старости.
Не жди прихода смерти, посмотри, вот уже пришла она и притаилась в тебе, и зубы её постоянно точат плоть твою. То, что было живо прежде твоего рождения и то, что переживёт твою смерть, и сейчас живо в тебе.
Однажды ночью, ангел развернул свиток времени, которому не было конца, и показал мне на свитке том две точки, одну рядом с другой.
— Расстояние между точками, — сказал он, — длина века твоего.
— Значит, истёк мой век, — воскликнул я, — пора мне собираться в дорогу.
Должен я уподобиться трудолюбивой хозяйке, целый день проводящей в уборке дома и подготовке подарков к завтрашним именинам.
В самом деле, сегодняшний день сыновей человеческих более наполнен заботами о дне грядущем. Но мало тех, кто верит обетованию Твоему и заботится о том, что будет после смерти. Да будет последний вздох мой, Господи, вздохом не о мире, а о вечном блаженном Завтра.
Среди погасших свечей друзей моих, догорает и моя свеча. Не скорби, казня себя, и не жалей свечу свою догорающую. Разве так мало любишь ты друзей своих, что боишься пойти вслед за ними, ушедшими? Жалей не о свече догорающей, а о том, что тускло горит и оставляет за собой чад.
Привыкла душа моя каждый день и каждую ночь покидать тело и простираться до границ вселенной. Распростёршись так, она чувствует, как солнце и звезды плывут по ней, словно лебеди по озеру моему.
Светится она вместе с солнцем и поддерживает жизнь на земле. Держит горы и моря, управляет ветрами и ураганами. Прозревает Вчера, Сегодня и Завтра. И возвращается на ночлег в печальную и ветхую земную обитель. Возвращается в тело, которое еще минуту-другую будет звать своим, и которое словно тень колышется среди могильных холмов, среди звериных пещер, среди стонов обманутых надежд.
Не сетую на смерть, Живый Боже, не за что мне сетовать на неё. Человек сам сделал из неё пугало. Смерть, как ничто другое, толкает меня навстречу Тебе, Господи.
Рос у дома моего куст ореховый и смерть отняла его. Пенял я на смерть и кляня её, говорил: «Почему не меня взяла ты, утроба ненасытная, почему взяла безгрешного?»
Но сейчас сам себя считаю мертвым, подобно ореху моему.
Святый Бессмертный, призри милостиво на свечу догорающую. И очисти пламя её. Ибо только чистое пламя достигает Лика Твоего и проникает в Очи Твои, Которыми Ты мир созерцаешь.
«Матерь Божия, приими мя в славу Твою»
Матерь Божия, приими мя в славу Твою. Ибо слава мирская, когда померкнет, не возгорится вновь. Корона, которой венчают люди всегда — терновый венец для мудрого и шутовской колпак для безумца. Пока золото сокрыто в земле, все жаждут и ищут его. Когда же увенчает главу человеческую, мрак зависти и злобы помрачает блеск его.
Сделай меня золотом, сокрытым в сокровеннейшей ризнице Твоей, чтобы никто кроме Тебя не знал обо мне. Ибо пока Ты знаешь меня — я познан; пока знают обо мне лишь люди, имя мне — сомнение.
Сокрой меня от злых очей мира, ибо бледнею от них. Храни меня, как тайну, о которой зависть догадаться не может. Будь мудрее меня и никому не открывай меня. Ты была моей тайной драгоценной, и открыл я Тебя миру, и мир надругался надо мной. Ибо зависть, когда не может овладеть, лишь на поругания способна.
Друзья мои, что даёт вам слава человеческая, кроме пьянства, которое с песни начинается, а кончается падением в грязь?
Друзья мои, уста поющее вам хвалу, знают и другую песню, которую услышите вы позже.
Бегите славы, напоминающей башню, построенную на спине кита, чтобы не смеялись над вами с берега и друзья, и враги.
Бегите единодушной славы человеческой, она — бесславна, ибо равнодушна.
Если слава ваша — награда от людей, значит вы — наёмники, получившие плату свою, и день завтрашний может изгнать вас с нивы.
Поистине, новый день не признаёт договора вашего с днем минувшим.
Каждый возделывает новую ниву и собирает новый урожай.
Если слава ваша плод мышцы вашей, дни ваши будут — гнев, а ночи — страх.
Если слава ваша плод мудрости вашей, выхолостит слава мудрость и оставит без движения.
Если себе славу присвоите, будете наказаны Небом за ложь и воровство.
Пойдите со славою своею на кладбище и посмотрите, станут ли мертвецы прославлять вас.
В самом деле, давно бродите вы по кладбищу, и от гробов движущихся славу принимаете, кто будет прославлять вас, когда движущиеся гробы станут неподвижными?
Опечалитесь вы в ином мире, услышав истинное мнение о вас от тех, кто на земле пел вам славу.
Матерь Божия, сокрой меня глубоко от очей человеческих и от языков злых, туда, куда только Твоё Око проникает, и только Твоё слово слышится.
Молюсь Тебе, Красота Неувядающая!
Братья Ткачёвы. «Май 1945 года»
— Прошу прощения! Забыл отключить телефон. Обычно в музеях я всегда это делаю. Всё, выключил. Ещё раз извините!
— Вы мне совсем не помешали. Более того, мелодия вашего звонка вполне соответствовала моменту. Ведь мы с вами стоим перед картиной, которая называется «Май 1945 года».
— О, это одна из жемчужин коллекции Музея братьев Ткачёвых! Я местный житель, и частенько захожу сюда на неё посмотреть.
— А я приехал в Брянск из Москвы — специально, чтобы посетить это замечательное место. Конечно, работы народных художников Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачёвых есть и у нас в Третьяковке. Но их полотно «Май 1945 года» всегда особенно меня интересовало. А оно — здесь, у вас.
— А почему именно эта картина вам так интересна?
— Знаете, в 91-м году я увидел её впервые — на почтовой марке, специально выпущенной ко Дню Победы. Маленький квадратик бумаги. Помню, разглядывал под лупой. Но уже тогда эта работа поразила меня своей внутренней силой. И сейчас, стоя перед подлинником, вижу, что не ошибся.
— Тема Великой Отечественной войны — одна из главных в творчестве братьев-художников. Ведь Ткачевы знали о ней не понаслышке. Старший из братьев, Сергей Петрович, всю войну прошёл рядовым пулемётчиком, был тяжело ранен. Алексей Петрович трудился в тылу — эвакуированный с Брянщины на Урал, он уже в 15 лет встал к станку на заводе Уралмаш.
— А после войны братья поступили в московский Суриковский художественный институт. Именно в те годы братья начали писать картины в соавторстве. Однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Соединив два своих уникальных таланта, Ткачёвы создавали картины с потрясающе глубокой и живой внутренней драматургией.
— Именно такое — их полотно «Май 1945 года». На нём запечатлён трогательный момент. Семья встречает возвратившегося с фронта солдата. Глава семьи снова дома! Жена, дочь и мать, кажется, не могут поверить этому счастью.
— Только представьте себе: они занимались обычными делами. И вдруг — такая радость! Сколько разных эмоций одновременно должно было на них нахлынуть! И мне, кажется, художники очень тонко отразили в своей работе этот момент.
— Герои картины как будто немного оробели — ведь они не виделись долгих четыре года. Сколько слёз, наверное, пролила украдкой жена солдата, думая о том, где он и что с ним. Первые мгновения неловкости пройдут. Семья крепко обнимется и ступит в новую жизнь — где нет войны.
— Действительно, братья Ткачёвы на своём полотне «Май 1945 года» запечатлели мгновение. Радость пока ещё очень робкая. Жена, словно стесняясь проявить чувства, тихо стоит рядом и, кажется, плачет. А дочка радостно обнимает отца. И не может понять слёз матери: счастье ведь! Отец вернулся с войны!
— Между прочим, главный герой картины братьев Ткачёвых — реальный человек. Это их фронтовой друг, Сергей Кондратьевич Драгомиров. Он вернулся с войны без одной руки. Но при этом стал известным на всю округу печником.
— Да, я слышал о том, что братья Ткачёвы часто изображали на своих полотнах родных и знакомых. Вот, наверное, почему лица героев их картин кажутся такими близкими. А у воина на полотне, действительно, пустой рукав гимнастёрки. И медали на груди.
— Я как будто чувствую настроение персонажей этого полотна. И даже слышу аромат цветущих яблонь, среди которых они стоят. Чувствую, как согревает землю тёплое майское солнце.
— По-моему, художники буйным майским цветением и солнечными бликами хотели подчеркнуть не только время года. Но и символично выразить начало новой, мирной и счастливой жизни — и для этой семьи, и для всех людей.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Май 1945 года» можно увидеть в Музее братьев Ткачёвых в Брянске.
Все выпуски программы: Краски России