Многие ранние стихи Иосифа Бродского, написанные поэтом в двадцатилетнем возрасте, стали литературной классикой. Среди них — замечательные стихотворения на библейские сюжеты.
Сегодня мы говорим о праотце Аврааме и стихотворении Иосифа Бродского «Авраам и Исаак».
Место действия — Древний Израиль.
Время действия — около 2 тысяч лет до Рождества Христова.
Авраам был кочевником и жил в Месопотамии — на территории нынешнего Ирака. Однажды Господь сказал Авраму: «Оставь дом своего отца, оставь родину и иди в землю, которую Я укажу тебе».
Вместе с семьёй и слугами Авраам снялся с обжитого места и отправился туда, куда указал ему Господь.
В новых землях у Авраама и его жены Сарры родился сын Исаак. А когда Исаак подрос, Бог устроил Аврааму ещё одно испытание на крепость его веры, велев принести в жертву единственного и любимого сына.
В стихотворении Иосифа Бродского «Авраам и Исаак» показан трудный путь отца и сына через пустыню к тому месту, где должно совершиться жертвоприношение.
Холмы песка. Барханы — имя им.
Пустынный свод небес кружит над ними.
Шагает Авраам. Вослед за ним
ступает Исаак в простор пустыни.
Садится солнце, в спину бьет отца.
Кружит песок. Прибавил ветер скорость.
Холмы, холмы. И нету им конца.
«Сынок, дрова с тобою?» — «Вот он, хворост».
Наутро Авраам положил Исааку на спину дрова, сам взял нож, и они стали подниматься на вершину горы. «Отец, огонь и дрова у нас есть, — сказал Исаак. — А где же ягненок для всесожжения?»
«Бог усмотрит себе жертву, — ответил сыну Авраам.
Авраам положил Исаака на жертвенник, и уже взял в руки нож, как с неба раздался голос:
— Авраам! Авраам! Не поднимай на него руки. Теперь я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня твоего единственного сына.
В Библии говорится, что Господь пообещал произвести от Авраама великий народ — многочисленный как звёзды небесные и как песок морской. Это библейское пророчество звучит и в стихотворении Иосифа Бродского «Авраам и Исаак», где его возвещает Ангел Господень.
Довольно, Авраам. Всему конец.
Конец всему, и небу то отрадно,
что ты рискнул, — хоть жертве ты отец.
Ну, с этим всё. Теперь пойдём обратно.
Пойдём туда, где все сейчас грустят.
Пускай они узрят, что в мире зла нет.
Пойдём туда, где реки все блестят,
как твой кинжал, но плоть ничью не ранят.
Пойдём туда, где ждут твои стада
травы иной, чем та, что здесь; где снится
твоим шатрам тот день, число когда
твоих детей с числом песка сравнится.
В Библии сказано, что Господь велел Аврааму совершить жертвоприношение на горе Мориа. Считается, что это та самая возвышенность в Иерусалиме, на которой столетия спустя израильский царь Соломон возведёт Храм Богу Израиля.
Иосиф Бродский тоже показывает гору Мориа, как особое, священное место, где сближаются далёкие по времени исторические события.
В стихотворении «Авраам и Исаак» вдруг появляется образ Неопалимой Купины — горящего, но не сгорающего тернового Куста, в котором Бог явится Моисею на горе Синай, и образ горы Голгофы — места, где произойдёт Крестная Казнь Иисуса Христа.
В одном из своих интервью Нобелевский лауреат поэт Иосиф Александрович Бродский сказал, что всегда ощущал себя неотъемлемой частью христианской культуры. Это явно ощущается при чтении стихотворения «Авраам и Исаак».
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер