Посмотрел Отец Небесный на землю, и увидел меня неправдой человеческой израненного, и сказал — «Не мсти».
Кому мстить мне Господи? Веренице стад, ведомых на заклание?
Отомстит ли врач больному, проклинающему его со одра смертного?
Кому мстить мне Господи? Снегу тающему, траве увядающей? Отомстит ли гробовщик, сшедшему во гроб?
Кому мстить мне Господи? Невеждам, думающим, что могут зло причинить кому-то кроме самих себя? Отомстит ли учитель ребёнку неграмотному, за то, писать не научился?
Вечность да будет мне свидетелем, что все, кто скор на месть, медлителен в чтении и познании тайн её.
Время да будет мне свидетелем — все мстившие, яд в себе копили, и ядом этим стёрли имена свои из книги жизни.
Мстители, чем похвалитесь перед противниками своими, как не тем, что умеете повторить их зло? Не говорите ли вы тем самым — и мы не лучше вас?
Бог мне свидетель, вы и противники ваши в одной мере безбожны и на добро неспособны.
Видел я как черешня, с которой дети содрали кору и сожгли, давала им сочные плоды.
Видел я как корова, которую люди обременяли непосильно, терпеливо давала им молоко.
И слёзы хлынули из глаз моих, почему природа более милосердна к людям, чем человек к человеку?
Мстители, природа да будет мне свидетелем, тот лишь сильнее злодеев своих, кто бессилен повторить дела их.
Но нет конца мести, и потомки продолжают дела предков своих и уходят, оставляя их незавершёнными.
Широкой дорогой спешит зло к битвам новым, от каждой сил получая и умножая свиту свою.
Мудрый уклонится с дороги и даст мести промчаться мимо, пока она не выдохнется и не упадет.
Кусок хлеба скорее утихомирит лающих собак, чем камни в них летящие.
Учащий людей заповеди «око за око», учил их как остаться слепыми.
Кому мстить мне Господи, Отче мой Небесный? Веренице стад, ведомых на заклание?
До чего жалки злодеи и мстители! Подобны они скоту, на заклание идущему, который, не зная куда идёт, бодает и забивает друг друга ещё до бойни.
Не ищу мести, Отче мой, не ищу мести, но ищу, чтоб дал Ты мне слёз море, которым мог бы я оплакать боль, идущих на заклание и куда идут не знающих.
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.