Покровский кафедральный собор находится в самом центре Самары - на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. Двести лет назад этот район считался отдаленной городской окраиной. В начале девятнадцатого века здесь было кладбище, на котором стояла небольшая деревянная церквушка. Когда же городское строительство дотянулось до этих мест, и жилые кварталы подступили вплотную к погосту, число прихожан кладбищенского храма стало несоразмерно его скромной площади. Встал вопрос о возведении новой церкви.
Главными инициаторами и благотворителями строительства стали купцы Шихобаловы. На их щедрые пожертвования за два года был поставлен каменный собор, выдержанный в стиле московского зодчества семнадцатого века – тот самый, что и нынче радует самарцев своим величественным видом. Стройное здание увенчано традиционным пятиглавием. Над центральным входом высится шатровая колокольня, по бокам которой стоят два крыльца, также украшенные гранёными шатрами.
Купцы Шихобаловы на протяжении многих лет заботились о том, чтобы благолепие собора не истощалась – в храме всегда использовалась самая дорогая утварь, у священников были лучшие облачения. Внутреннее пространство церкви отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже натурального.
Стены и своды Покровского собора покрывали фрески, выполненные в так называемом «фряжском», то есть итальянском стиле. Эта манера письма, отличающаяся реалистичностью изображения, известна также как «академическая». К сожалению, во время пожара, который случился в храме в 1977 году, фрески были почти полностью уничтожены огнем, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Те росписи, которые мы видим в кафедральном соборе сегодня, созданы уже художниками двадцатого века.
Во время Великой Отечественной войны из Москвы в Самару (тогда город носил имя Куйбышев) были эвакуированы артисты лучших столичных театров, в том числе и Большого. В течение нескольких лет на богослужениях в Покровском соборе хором руководил композитор Леонид Другов, а пел в нем не кто иной, как сам Иван Козловский!
Говорят, что эти обстоятельства до сих пор находят свое отражение в самарской певческой школе. И вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что хор кафедрального собора и сегодня отличается особым великолепием звучания. Сомневающиеся в достоинствах хора могут убедиться в них лично – литургия в Покровском соборе совершается ежедневно, в 8-30 по будням, в 7 и в 9-30 по воскресеньям. Доехать до храма Покрова Богородицы можно на тридцать седьмом, сороковом, или шестидесятом автобусе. Остановка – «стадион «Динамо»!
«Аскетика для мирян». Иером. Прокопий (Пащенко), Алексей Белов, Анна Тумаркина
В этом выпуске клирик Соловецкого монастыря иеромонах Прокопий Пащенко, музыкант, лидер группы «Парк Горького» Алексей Белов и востоковед Анна Тумаркина размышляли о том, что такое духовная аскетика и как она может присутствовать в жизни мирянина.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Концерт на приходе. Илья Муромский
Недавно я стал анализировать, что больше всего изматывает душу. И нашел. Лень. Например, если мне чего-то не хочется делать, а сроки уже поджимают. В такие моменты хочется забросить всё на самую дальнюю полку, и заняться чем угодно, но только не этим срочным делом.
Скажем, до сдачи курсовой работы осталось всего три дня, и именно сейчас надо поднапрячься, выполнить всё на высшем уровне. Но нет... Не все так просто. Курсовая так и остается в виде пустого титульного листа за 20 часов до сдачи.
Нужно куда-то съездить, что-то отвезти к определенному сроку, я тоже тяну до последного...
Говорят, это все происходит от того, что нет достаточной мотивации, чтобы действовать. Я не мог ее найти. Пока не произошло вот что:
Однажды после очередной воскресной службы в храме ко мне подошёл настоятель, отец Максим с просьбой: «Скоро День Победы. Надо бы организовать для наших прихожан концерт. Я же знаю, что ты человек пишущий. Ты не мог бы составить сценарий, позвать своих друзей-музыкантов и сам выступить свои стихи почитать?»
Сказать, что я был удивлен — это ничего не сказать. У меня были совершенно другие планы на ближайший месяц, и я совсем не хотел их менять. Аккуратно попытался спросить отца Максима, нет ли кого-нибудь ещё, кто бы мог бы этим заняться?
Выступить со своим репертуаром не вопрос, я всегда за, но писать длиннющий текст — это было неподъемно! Фактически, сценарий — это та же курсовая или реферат, его так же надо продумывать, расписывать. Именно то, что я больше всего не люблю.
Но тут, как бы перебивая мои мысли, в диалог вступила моя мама. Она просто сказала за меня, что я всё обязательно сделаю. Видимо она почувствовала, что я собираюсь отказаться. А вот это меня уже конкретно рассердило. «Я не хочу этим заниматься! Почему меня даже не спрашивают?! Это полный беспредел» — крутилось у меня в голове.
И снова, как бы слыша эти слова, мама сказала уже мне: «Илюш! В нашем храме итак нет молодёжи. Все взрослые заняты работой и семьями. Чего тебе стоит один раз помочь батюшке, тем более, он раньше тебя ни о чём не просил. Потрудись во Славу Божию! Попробуй хотя бы раз в своей жизни наступить на жало собственной гордыне и лености».
Ну, что тут сделаешь? С одной стороны я был против, но с другой понимал, что в этих словах — большая доля правды. Не придерешься и не подкопаешься. Делать было нечего, и я взялся за работу.
Неделя напряжения, нервов, борьбы с собой. И сценарий был готов, концертные номера с друзьями были отрепетированы.
Наступил тот самый день. Стоя на сцене, я лишь мечтал, чтобы всё это поскорее закончилось. Мы пели, читали стихи. И неожиданно для себя я увидел в зале глаза. Глаза зрителей. И их счастливые лица. Они светились так, как будто только что исполнились их самые заветные мечты и желания.
Я оторопел и даже немного запнулся, читая текст своего конферанса. Ведь пока я организовывал этот концерт, мне казалось, что он нужен всего лишь для некой формальной отчётности. Кого он может заинтересовать? У людей, что, других дел нет, кроме как смотреть на выступление простых ребят? И я ошибся. На нас смотрели взглядом, наполненным теплом и радостью.
После концерта к нам стали подходить и говорить приятные слова. А мне было стыдно. Каждая сказанная благодарность колола в сердце. Месяц назад я чуть ли не проклинал всё на свете из-за того, что взялся за организацию. Несколько раз я порывался позвонить отцу настоятелю и всё отменить. И оказывается, лишить людей, да и себя радости...
Когда я пришел домой, задумчивый и, наверное, смущенный, мама снова, будто бы прочитала мои мысли. Подошла и сказала: «Вот видишь, как здорово всё получилось! Господь завещал любить друг друга, а любовь — это, в том числе, жертва во имя ближнего. Ты взял себя в руки, потерпел немного и принес людям радость».
После того случая я провёл ещё несколько концертов. Не скрою, сценарии я не люблю составлять и сейчас, равно как и все большие письменные работы. Но теперь в борьбе с моей ленью мне сильно помогает воспоминание о моем первом выступлении на приходе нашего храма. Кажется, я нашел мотивацию. Делать что-то для других. Это помогает в борьбе с ленью. Нельзя сидеть на месте. Надо, пока есть время, спешить творить добро!
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
28 июля. Об исповедании веры
К 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
Об исповедании веры, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.