В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Алексей Батаногов, психолог, многодетная мама Евгения Ульева и актер, писатель Евгений Сулес размышляли о том, что такое покаяние и как правильно каяться.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Покаяние». Прот. Алексей Батаногов, Евгения Ульева, Евгений Сулес
- «Музыка в жизни христианина». Свящ. Олег Осадчий, Александр Демидов, Татьяна Любомирская
- «Рождественские традиции». Священник Александр Насибулин, Иван Ярчевский, Елена Смаглюк
Проект реализуется при поддержке VK
«Играй для каждого»
— Надеюсь, нам хоть заплатят?
— Раз, два!
Музыкантов маленького духового оркестра пригласили сыграть в подмосковном городке. Прямо на улице, во дворе старого дома. Из зрителей — только ветхие деревянные окна. Барабанщик — совсем ещё молодой паренёк. А трубачи и тромбонисты — мужчины, уже успевшие разочароваться в выборе любимой когда-то профессии. У них на плечах — груз жизненных неурядиц. Успешную музыкальную карьеру построить не получилось. Работа давно превратилась в рутину, утратила значимость и смысл. Вот и сейчас их волнует только одно: заплатят ли им за это странное выступление? Ведь они даже не в курсе, для кого им приходится сейчас играть, ради кого с самого утра тряслись они по ухабам в то и дело глохнущем старом микроавтобусе. Музыканты — герои короткометражной киноленты Ивана Петухова «Играй для каждого». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Премьера фильма состоялась в 2020-м году в рамках 42-го Московского Международного кинофестиваля. На фестивале «Западные ворота» в Пскове картину назвали лучшей короткометражкой, а жюри фестиваля «Вечера российского кино» во французском Бордо присудило картине награду в номинации «Лучший игровой фильм». Критики называли ленту светлой драмой, нравственной и жизнеутверждающей. Об истории создания фильма режиссёр Иван Петухов рассказывал в одном из интервью. По его словам, идея картины появилась в преддверии Дня Победы. В новостях режиссёр прочёл о том, что накануне праздника с поздравлениями к ветеранам приезжают военные оркестры. А дальше заработала творческая мысль, и вот уже в сценарии вместо военного появился обыкновенный заштатный духовой оркестрик. Почти все его участники, хоть и давно работают вместе, особенного дружелюбия не демонстрируют, скорее наоборот, подтрунивают друг над другом, задевают за больное, либо вовсе не разговаривают. В общем — люди усталые, раздражённые, без надежд на лучшее, каждый со своим грузом забот и проблем. Очередной проблемой для них становится и этот утренний загородный выезд. Оказывается, что его устроил один из музыкантов — барабанщик, молодой новичок. Это выясняется, когда оркестр уже отыграл половину программы, состоящей из военных песен. Старший коллега, дядя Миша, вызывает юного барабанщика на откровенный разговор. И парень признаётся, для кого они сейчас играют в поросшем травой стареньком подмосковном дворике.
— Кто у тебя там? Родственник?
— Да нет. Там дед просто старый, он раньше гулять выходил, мы здоровались, общались немного.
— Ну и чего тебе от него нужно?
— А теперь он даже не балкон перестал выходить. Ну, я и подумал, ему, ну, как-то, праздник сделать...
— Деньги откуда?
— Скопил.
— Ты же на барабанную установку копил.
— Ну, позже куплю...
Что же произойдёт дальше? Может быть, не на шутку разозлённые музыканты уедут? Или отыграют программу до конца и возьмут у барабанщика деньги, которые он копил на инструмент, но решил потратить иначе. Всего за 20 минут режиссёр Иван Петухов ответит на эти вопросы. И за это короткое время поговорит со зрителями о человечности, душевной теплоте и счастье внимания к ближним. О «маленьких» людях, которые оказываются способны на большие поступки, меняющие в мгновение ока их внутренний мир. Режиссёр рассказывал, что в процессе монтажа, чтобы уложиться в хронометраж, из фильма пришлось вырезать несколько сцен и даже героев. И чем короче становилась картина, чем больше оставалось в ней недосказанного, тем более сильное впечатление она производила. Давайте и мы почувствуем это, посмотрев фильм Ивана Петухова «Играй для каждого».
«Пересвет и Ослябя»
— Собак у тебя, князь, много. Воинов мало. Дань большой в этот год. Охрана нужна.
— Не то Москву сожжём. Хороший город, богатый...
В Московское княжество явился ордынский сборщик дани. Он требует у князя воинов для собственной охраны. На дворе XIV-й век, и ордынцы чувствуют себя на Руси как дома. Грабят, угрожают расправой русским городам. И вот однажды могущественный ордынский военачальник Мамай решает разорить Московское княжество. В 1380-м году на Куликовом поле в смертельной схватке сходятся войска Мамая и русские воины под предводительством московского князя Дмитрия Донского. Об этой исторической битве и её героях, чьи имена известны сегодня, пожалуй, каждому, рассказывает мультипликационный фильм «Пересвет и Ослябя». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Тридцатиминутная анимационная лента вышла на экраны в 2010-м году. Её снял художник-мультипликатор Станислав Подивилов при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и издательства Московской Патриархии. Мультфильм стал лауреатом таких крупных кинофестивалей, как «Лучезарный ангел», Международный фестиваль военного кино имени Озерова и многих других. Однако режиссёр в своих интервью не раз подчёркивал, что за наградами не гонится. Искусство мультипликации для него — это, прежде всего, способ приблизить зрителей к Богу. Неудивительно, что главными героями мультипликационного фильма «Пересвет и Ослябя» стали святые воины-монахи.
Впрочем, мультипликатор признавался, что к созданию ленты его побудила ещё и личная история. Однажды сын режиссёра заявил, что не хочет служить в армии, не понимает, зачем брать в руки оружие. Отец стал искать аргументы. И вспомнил про Пересвета и Ослябю. Этот пример оказал мощное воздействие — сын мультипликатора с честью отслужил в разведке спецназа. А Станислав Подивилов снял мультипликационный фильм о духовном подвиге русских богатырей. В прошлом сильные и славные воины, к моменту Куликовской битвы и Александр Пересвет, и Андрей Ослябя уже были монахами в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. И вдруг оказалось, что нужно снова браться за меч. Это вызвало у героев серьёзный внутренний конфликт. Который в одном из эпизодов мультипликационного фильма, в беседе с Пересветом, мудро разрешает сам преподобный Сергий:
— Да, Господь сказал: не убий. И Он же сказал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя. Где же правда? Когда враг угрожает тебе лично, то можешь и стерпеть. Но если смерть угрожает нашим близким, то долг твой — в руки взять оружие и защитить!
На экране нас ждёт не просто битва двух воюющих сторон. Станислав Подивилов в своей ленте показал русский народ как воинство Христово. Он взглянул и на Куликовскую битву, и на поединок Александра Пересвета с татарским богатырём Челубеем, прежде всего, через призму веры и духовности, а не только политики и истории. Как мультипликатор смог воплотить это с помощью анимации, мы с вами увидим в ленте «Пересвет и Ослябя». Интересно, что в прошлом режиссёр был иконописцем. Иконописный стиль хорошо просматривается и в характере его мультипликационного рисунка. Кроме того, Станислав Подивилов — сторонник «живой» анимации. Почти все рисунки выполнялись вручную, акварелью. По словам мультипликатора, задача усложняется, зато в картине появляется ощущение жизни. Для пущей достоверности, во время работы над фильмом «Пересвет и Ослябя» режиссёр изучал средневековое оружие. Он хотел понять, как должны двигаться персонажи, вооружённые тяжёлыми копьями, мечами и щитами. И вот мы с замиранием сердца наблюдаем, как встречаются в смертельной схватке Пересвет и Челубей. Как с именем Бога на устах русская рать гонит прочь супостатов. Как молится, вверяя себя и своих воинов Господу, московский князь Дмитрий Иванович. Мультипликационный фильм Станислава Подивилова «Пересвет и Ослябя», вроде бы, в очередной раз напоминает нам давно уже известную истину — сила в правде. Однако добавляет к ней ещё кое-что, очень и очень важное: правда — в Боге.
«Принц Египта»
— Наконец-то!
— Что?
— Я же говорила, Аарон! Я говорила, я знала, он вернётся, когда будет готов!
— Мириам, нас высекут...
— Ты позаботишься о нашей свободе!
— О свободе? Зачем мне это делать?
— Затем, что... Ну... ты наш брат.
— Что?!
— Как? Они тебе не сказали?
— Кто и чего не сказал?
— Но ты здесь! Ты должен знать!
— Не трогай меня!
— Я знаю, кто ты такой! Никакой ты не принц Египта!
— Мириам!
— Что ты сказала?
— Ты наш родной брат!
Дерзкие и неожиданные слова прямо в лицо молодому египетскому царевичу Моисею выкрикивает еврейка по имени Мириам. Разговор, который только что прозвучал, происходит в Египте, примерно в XIV-м веке до Рождества Христова. Евреи в Египте уже много лет существуют на положении рабов фараона. Их заставляют выполнять самые тяжёлые работы — с утра до вечера таскать огромные камни на стройках, под палящим солнцем и палками надсмотрщиков. И вот в квартале, где живут рабы-евреи, однажды поздним вечером случайно оказался царевич Моисей. И услышал то, что навсегда изменило жизнь его самого и всех угнетённых евреев. Древняя история пророка Моисея легла в основу американского полнометражного мультипликационного фильма «Принц Египта». События первых 14-ти глав библейской книги Исход воплотили в рисованных образах сразу три режиссёра — Бренда Чапман, Стив Хикнер и Саймон Уэллс. Лента вышла в 1998-м году, и сегодня считается классикой мировой мультипликации.
Интересно, что тему для будущего мультфильма его создателям подсказал знаменитый голливудский режиссёр Стивен Спилберг. Режиссёры и сценаристы компании «Дримворкс» тогда находились в активном поиске сюжета — им хотелось рассказать особенную историю, которую ещё никто прежде не воплощал в мультипликации. По их воспоминаниям, Спилберг произнёс только одну фразу: «10 заповедей». И мультипликаторы поняли — это именно то, что нужно! Более трёхсот научных консультантов привлекла компания к созданию мультфильма. Египтологи, библеисты, археологи, христианские и иудейские богословы помогали «Принцу Египта» появиться на свет. При этом, чтобы сделать мультфильм доступным широкой аудитории, особенно — детской, создателям пришлось прибегнуть к незначительной адаптации библейского сюжета. Впрочем, об этом они честно предупреждают в начальных титрах. И подчёркивают: главная суть событий, которые стали основой веры миллионов людей по всему миру, осталась неизменной.
И вот в самом начале мультфильма мы видим младенца Моисея, плывущего по реке Нил в просмолённой тростниковой корзинке. Родная мать Иохаведа хотела спасти сына от неминуемой смерти — фараон приказал умерщвлять еврейских младенцев, чтобы народ не умножался. Женщина пустила корзинку с сыном по воде, надеясь на помощь Бога. И случилось так, что именно к царскому дворцу припыла корзина с маленьким Моисеем. Еврейский мальчик на правах приёмного сына вошёл в семью фараона, стал принцем Египта. В начале истории мы наблюдаем за безобидными мальчишескими проделками Моисея, ещё не ведающего о своей великой миссии. Всё это снято с большой долей юмора. Местами можно улыбнуться — например, над гонками царевича на колесницах, делишками самодовольных фараоновых жрецов. Однако при этом сохраняется серьёзный и благоговейный тон повествования, как того и требует история Моисея. Насколько большая и скрупулёзная работа была проделана, видно, например, в эпизоде с Неопалимой Купиной, когда Господь впервые воззвал к Моисею из горящего куста. Давайте послушаем, как звучит этот фрагмент в мультфильме «Принц Египта»:
— Кто Ты?
— Я — То, что Я есть.
— Я не понимаю...
— Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
— Чего Ты хочешь?
— Я увидел страдания народа моего в Египте, и услышал вопль его.
— Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ мой.
— Меня? Кто я такой, чтобы вести их? Они не поверят и не послушают.
— Я научу тебя, что тебе говорить.
С этого невероятного момента сюжет в мультипликационном фильме начинает развиваться стремительно. Зрители будут с напряжением следить за тем, как из-за гордости и упорства фараона обрушиваются на Египет казни Господни, как расступаются перед евреями воды Чермного моря и как в финале картины Моисей спускается с горы Синай с каменными скрижалями в руках. Всё это в мультфильме происходит под музыку композитора Стивена Шварца. Кстати, герои ленты не только разговаривают, но и много поют. Поэтому картину «Принц Египта» вполне можно назвать мультипликационным мюзиклом. А заглавная песня «Когда ты веришь» стала настоящим мировым хитом. Она о том, что для человека, в сердце которого живёт вера, возможно всё. Предлагаю послушать её фрагмент. И на этом прощаюсь.