1 Тим., 286 зач., V, 11-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В православной церковной традиции существует такое понятие — икономия. Слово это греческое и в прямом переводе означает — домостроительство или забота о домашнем хозяйстве. В переносном смысле под икономией понимается некоторое оправданное отступление от церковных законов, их смягчение в силу объективных и уважительных обстоятельств. Вот и в отрывке из пятой главы первого послания апостола Павла к Тимофею говорится об икономии. Данный текст читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;
13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;
15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
16 Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
21 Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Итак, в прозвучавшем чтении из первого послания апостола Павла к Тимофею мы с вами услышали описание древней практики икономии. Речь про молодых вдов. Древнецерковное представление о том, как должна жить христианка, потерявшая мужа, было довольно строгим. Эта женщина не должна была выходить замуж повторно, но хранить верность умершему супругу, на деле подтверждая веру в святость и нерушимость брака. Вдовы также призывались к служению милосердия. Им Церковь поручала заботиться о бедных, больных, заключённых.
Однако далеко не все вдовы в христианской среде вели себя данным образом. Были те, кто только на словах исполнял положенное, а по факту занимался, как пишет Павел, распространением сплетен, организацией ссор и конфликтов, позоря и себя, и Церковь. Потому апостол и призывает своего ученика Тимофея выдавать молодых вдов замуж, чтобы они, разочарованные собственной личной жизнью, не портили её окружающим.
Да. Второй брак в древней Церкви воспринимался как нонсенс, как прямое и дерзкое нарушение заветов Христа. Но в ряде случаев икономия была возможной и даже необходимой. При этом, Павел указывает Тимофею, что вдова, вышедшая замуж, должна заниматься теперь семейными делами и оставить служение в Церкви. Чтобы не сложилась ситуация, когда эта женщина, сначала имитировавшая церковное служение, начнёт пренебрегать семейными обязанностями, ссылаясь на обязанности в храме. Икономия, как смягчение тех или иных норм, не является способом оправдать чьё-либо лукавство.
Упоминает в прозвучавшем послании апостол Павел и пресвитерское, то есть священническое служение. Здесь апостол тоже, по большому счёту, проявляет икономию. Нормой для того времени было, чтобы священники работали — совмещали церковное служение и светскую трудовую деятельность. Сам Павел зарабатывал на жизнь различными ремеслами. Но в отношении пресвитеров-тружеников, полностью посвятивших себя Церкви, апостол просит Тимофея проявить снисхождение. И тем, кто всё своё время отдаёт богослужению, проповеди, научению людей, дозволить жить за счёт пожертвований.
Но за пресвитерами и, прежде всего, за теми, кто только служит, но не работает, Павел призывает Тимофея следить строго, но непредвзято. Если на какого-то священника поступает жалоба, то она должна иметь подтверждение сразу от нескольких людей, чтобы не было места для субъективной клеветы. А если пресвитер всё же согрешил, ошибся, то указать на неправоту необходимо тоже при свидетелях из числа священников. Чтобы и они получили вразумление. Но делать это нужно с любовью, разделяя человека и его ошибки, как к тому призывает нас древний церковный принцип икономии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Абрам Архипов. «Вечерняя молитва»
— Ваша гостиная, Андрей Борисович, — настоящая художественная галерея!
— Жаль только, Маргарита Константиновна, что изрядная доля её экспонатов — репродукции.
— Иногда увидеть качественную репродукцию — большая удача! Например, в тех случаях, когда подлинник находится в частной коллекции и не доступен для зрителей. Как вот эта картина Абрама Архипова — «Вечерняя молитва». Насколько я помню, полотно было написано в 1898 году, а после революции 1917-го оказалось за границей.
— Как, вы разве не знаете? Недавно работа Абрама Архипова вернулась на родину! Её приобрели для Калининградского музея «Русский центр искусства».
— Да что вы говорите! Значит, у меня появилась надежда увидеть «Вечернюю молитву» в подлиннике!
— Я тоже хотел бы постоять перед этим полотном, погрузиться в его атмосферу. Мысленно пройти по песчаной дорожке среди ветвистых деревьев к маленькому сельскому храму.
— Художник показал только нижнюю часть его фасада: крылечко с деревянными ступеньками, ряд белых колонн перед дощатой стеной с высокими окнами. Не видно ни куполов, ни крестов. А смотришь — и без сомнения узнаёшь церковь. Вот как?
— Полагаю, благодаря ненавязчивым подсказкам автора картины. Так, женщина в белом чепце стоит перед входом, молитвенно склонив голову. Вдоль дорожки видны покосившиеся от времени кресты. Это старое деревенское кладбище, а хоронили людей на Руси в церковной ограде.
— А ещё одна подсказка — это таинственное мерцание в глубине дверного проёма и в окнах здания. Свечи зажжены для молитвы, явно не для освещения. Ведь вечер только начинается.
— Верно, на улице ещё светло. Но солнце уже клонится к закату. Его косые лучи играют, оставляя яркие блики на траве, на деревьях, на песчаной дорожке. И кажется, что есть таинственная связь между огоньками в глубине храма и солнечными зайчиками в подступающих сумерках.
— Связь?..
— Да. Мы не видим, как совершается богослужение, но игра света делает единым пространство в церкви и за её пределами. Не правда ли, выразительный образ того, как молитва преображает жизнь?
— Чистая правда, друг мой! Солнечные всполохи на картине «Вечерняя молитва» — словно отблески Горнего мира.
— Подобным образом на иконах золотом обозначают причастность к Небесному Царству.
— Вы полагаете, Абрам Архипов усвоил этот прием из иконописи?
— Вполне вероятно. Ведь именно иконописцы помогли Абраму Ефимовичу стать художником. Он родился в крестьянской семье в деревне Егорово в Рязанской губернии. Ещё в детстве хорошо рисовал, и отец купил ему краски. Абрам показал свои рисунки московским мастерам, которые приехали расписывать деревенский храм.
— Если я правильно помню, они стали заниматься с мальчиком и даже подготовили его к поступлению в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— Да. Архипов получил образование, стал академиком живописи. Но через всю жизнь пронёс благодарность своим первым учителям-иконописцам. Художник усвоил от них не только азы мастерства. Но и понимание того, что творчество, да и вся наша жизнь — это Божий дар, который следует принимать с благодарностью.
— И в картине «Вечерняя молитва» отразилось отношение Абрама Архипова к жизни — благоговейное, трепетное...
Картину Абрама Архипова «Вечерняя молитва» можно увидеть в Калининградском музее «Русский центр искусства»
Все выпуски программы: Краски России
Выбор профессии и воля Божия. Сергей Комаров
Встретил недавно знакомого, с которым много лет назад учился в музыкальном училище. Артем был прекрасным пианистом, поражал нас незаурядными музыкальными способностями. Увидев его теперь, я с изумлением услышал, что подающий надежды пианист стал выдающимся специалистом... по автогонкам! И даже написал несколько книг на эту тему. На мой вопрос, играет ли он на рояле, он только махнул рукой.
Задумался я над такой темой: выбор профессии и воля Божия.
Мы плохо знаем себя. И порой не отдаем себе отчета, какие дары в нас заложены. Бывает, что эти наши склонности и таланты долго остаются необнаруженными для нас.
Где-то читал рассказ известного писателя архимандрита Рафаила Карелина о том, что он начал писать книги после пятидесяти лет. Если бы ему раньше кто-то сказал, что он станет писателем, он бы очень удивился...
Важно еще, что добрый Бог дает человеку не один талант, а много — на выбор. В тот или иной период жизни может реализовываться тот или иной талант. И это прекрасно!
Но! — ладно, если вместо пианиста кто-то стал специалистом по гонкам, или наоборот. А если человек занялся точно не своим делом, и стал плохим врачом или учителем — что тогда? Конечно, Бог и тут не оставит, и будет помогать. Однако такая ошибка может быть губительна для многих людей.
К сожалению, есть тысячи случаев, когда люди ошибаются и выбирают не «свое». Не то, что у них получается, и не то, к чему у них лежит душа.
Вот как-то легкомысленно человек к этому отнесся, занялся чем-то, лишь бы заняться. Или родители не помогли определиться. Был бы хорошим сапожником, а стал плохим музыкантом. Был бы замечательным военным, а стал слабеньким и незначительным актером...
Ошибившийся в выборе профессии человек в некотором смысле не выполнил волю Божию о себе. Не реализовал те дары, которые Бог ему определил. Смотришь на такого человека и думаешь: брат, ну точно это не твое...
Сегодня в нашей жизни с выбором профессии есть определенные проблемы. Молодому человеку трудно разобраться, кем быть. Потому что нет идеологии и общепринятых идеалов. Советское время можно ругать до бесконечности, но тогда нам хоть говорили, что, например, быть летчиком или врачом — это почетно. Теперь понятия почетных профессий нет. Есть высокооплачиваемые и низкооплачиваемые. С одной стороны, современный человек более свободен в своем выборе. Но, с другой стороны, тяжелее ему. Потому что услышать Бога и себя в том возрасте, когда делаешь выбор профессии, еще трудно. А идеалов нет.
Но — дорогу осилит идущий. Надо внимать себе, пробовать разные варианты и молиться Господу о помощи в выборе жизненного пути — чтобы понять самого себя, найти самого себя. Иначе есть опасность прожить не свою жизнь, всегда чувствуя какую-то неудовлетворенность в том, чем занимаешься.
И, насколько важно прислушиваться к себе, и спрашивать Бога — в чем мой талант, чего Господь от меня хочет? — Ответ обязательно придет.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Степан потерялся. Елена Смаглюк
Бывают дни, которые спланированы заранее и, кажется, ты все предусмотрела и ничто не может испортить твой идеальный план. Но жизнь учит не быть самонадеянной. И я получила однажды такой урок.
У наших младших детей есть любимый друг — Даня. Они любят приглашать его в гости, могут гулять вместе в любую погоду часами, но больше всего они любят сами ходить в гости к Дане. Но случается это не часто. Родители Дани стараются не беспокоить шумными сборищами бабушку и дедушку, которые живут с ними в квартире. Приглашают гостей, когда «старшее поколение» уезжает на дачу. Поэтому каждое приглашение к Дане для детей — особый, долгожданный праздник!
Вот и в этот раз мы задолго договорились с мамой Дани о нашем визите. Дети считали часы, и наконец заветный день настал.
Но незадолго до нашего выхода из дома, выяснилось, что классу, в котором учится наша младшая дочка Юля, выделили благотворительные билеты в кукольный театр. Отказаться нельзя. Планы пришлось срочно корректировать.
Я могла взять с собой на спектакль двух детей из наших семи. Самого младшего надо было передать бабушке, так как муж — на работе. Получалось, что в гости к Дане поедет только Степан. Он — самый близкий друг Данилы из всех наших детей.
Но кто проводит Степана? Он стал настаивать, что прекрасно помнит, где живёт его друг, и сможет добраться самостоятельно. Ведь ехать на автобусе всего несколько остановок от дома до дома. Стёпа хоть уже и подросток, но мы стараемся встречать и провожать его. В этот раз я сдалась и отпустила сына одного.
Несколько раз проговорили маршрут, я предупредила маму Дани, что Степан выехал, и мы с младшим детьми помчались в театр. Спектакль был прекрасный, но почти в самом начале я получила сообщение от мамы Дани, что Степа до них не приехал. Сердце заколотилось.
Спектакль закончился, младших забрали старшие дети. А я побежала искать сына, хотя просто не представляла, где именно искать?
Доехала до улицы, где живёт Даня. С момента, как Стёпа вышел из дома, прошло уже два с половиной часа. Убедившись в том, что у Дани Степана нет, я стала звонить в экстренную службу. Там мой звонок переводили с одного специалиста на другого. Ожидание, как мне казалось, длилось целую вечность.
В это время я горячо молилась! Сначала просто просила Бога помочь и не покидать моего сына, но вскоре, я принялась уговаривать Бога помочь мне, потому что, на самом деле, я очень хорошая. Я искала причины, почему Господь может захотеть мне помочь. Припоминала свои хорошие, как мне казалось, поступки...
И вдруг я почувствовала всю нелепость этих рассуждений. Я, которая считала себя такой хорошей, уже все сделала. И сейчас прошу Бога исправить то, что не в моих силах. В голове возник вопрос: «Ты вообще Веришь Богу?» И я прошептала: «Верую, Господи».
В этот момент меня окрикнула мама Дани. Стёпа нашёлся! Он пришёл домой. Ей позвонили наши старшие дети, так как мой номер был занят.
Я примчалась на такси домой, обняла сына, расспросила обо всём. Оказалось, он проехал нужную остановку на автобусе, поехал до конечной. По пути назад уже не узнал Даниного дома — становилось темно. Поэтому вернулся к себе домой.
А еще сын рассказал, что ему не было страшно, потому что он всё это время чувствовал, что он не один, а с Богом. И я снова и снова благодарила Господа! Он все управил. Важно только верить Ему безусловно!
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение