![Нямецкая лавра](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2017/09/Nyametskaya-lavra-300x204.jpg)
Фото: ru.wikipedia.org
Нямецкая лавра — одно из самых посещаемых паломниками православных мест Румынии. Монастырь находится вблизи города Тыргу-Нямц, в четырехстах километрах к северу от Бухареста и в 45 километрах от районного центра — городка Пьятра-Нямц.
Оказавшись на территории монастыря, словно переносишься в прошлое на несколько столетий. Лавра была основана в 14 веке в исторической части Румынии – Молдове. Молдавские господари щедро одаривали обитель. Среди покровителей лавры были такие исторические лица, как Петр Мушат, Александр Добрый и Стефан Великий. Последний из них также известен как святой Стефан Великий. Он многое сделал для процветания своей страны и укрепления православия, заботился о монастырях. В их числе была Нямецкая обитель. В 1497 году Стефан Великий возвел здесь просторный храм в честь Вознесения Господня. По его подобию впоследствии были построены многие молдавские церкви.
В 15 столетии Нямецкий монастырь прославился как крупный центр книгописания. В обители трудился каллиграф и миниатюрист Гавриил У́рик. Его Бодлианское Евангелие 1429 года является общепризнанным каллиграфическим шедевром. Затем традиции Урика продолжил книгописец Феодор Мэришеску. С 1491-го по 1500-й год каллиграф создал несколько тетраевангелий, то есть книг, где все четыре Евангелия излагаются подряд. Тетраевангелия Мэришеску отличались богатством красок и колоритными миниатюрами, изображающими евангелистов. В наши дни нямецкая монастырская библиотека - одна из крупнейших в Румынии. Ее фонды насчитывают более 20 тысяч томов. Среди них - Евангелие, подаренное императрицей Екатериной II. Книга имеет внушительные размеры и весит около 35 килограммов.
На территории лавры находится множество построек . Но особое впечатление производит главный храм обители — Вознесенский. Он изящный и в то же время монументальный — снаружи похож на крепость. Внутри множество старинных фресок и икон. Здесь пребывает чудотворный Нямецкий образ Божией Матери. Среди святынь храма - честная глава преподобного Симеона Столпника Дивногорца и рака с частицей мощей преподобного Паисия Величковского. В обители также сохранилась келья преподобного Паисия, в которой он подвизался в конце 18 века. Именно здесь преподобный написал известное «Добротолюбие» - сборник духовных произведений святых отцов.
Напомним, что Нямецкая лавра расположена в Румынии, вблизи города Тыргу-Нямц, в четырехстах километрах к северу от Бухареста.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2020/10/Pavel.jpg)
Рим., 109 зач., XII, 4-5, 15-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежит универсальное правило христианской жизни: если мы будем ощущать себя единым Телом Христовым с другими христианами, если не станем себя им в чём-либо противопоставлять, то абсолютное большинство возникающих при взаимодействии с людьми грехов перестанут иметь к нам какое-либо отношение. Об этом правиле и его следствиях рассказывает 12-я глава Послания апостола Павла к Римлянами, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 12.
4 Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,
5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
17 никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.
18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
О том, что христиане должны воспринимать себя частью единого Тела Христова, апостол Павел писал во многих своих посланиях. Более того, в 11-й главе Первого послания к Коринфянам он саму возможность достойного причащения Христовых Тела и Крови поставил в зависимость от того, чувствует ли христианин своё единство с другими христианами. При этом апостол был реалистом, и, сказав о единстве, смирении и стремлении к добру, он сделал крайне важную оговорку, ту оговорку, которую мы не найдём в евангельских словах Христа, но найдём в действиях нашего Спасителя.
Христос в Нагорной проповеди возвестил о блаженстве миротворцев, и если относиться к Его словам буквально, то мир между людьми предстаёт высшей ценностью, ради которой можно пожертвовать чем угодно. Конечно, такое прямолинейное понимание слов Христа конфликтует с действиями Спасителя, Он, как мы знаем, отнюдь не стремился быть в мире абсолютно со всеми, у Него были враги, и врагами эти люди стали по причине принципиальной позиции Христа в отношении вопросов взаимоотношений человека с Богом. Так, в 11-й главе Евангелия от Луки есть очень красноречивый эпизод: Спаситель был в гостях у некоего фарисея, во время обеда Господь стал обличать фарисейский формализм, называя фарисеев лицемерами, а в финале обличения Господь усилил Свою речь и назвал фарисеев гробами (см. Лк. 11:44). Евангелист Лука не зафиксировал реакцию хозяина дома, но он счёл нужным записать слова находившегося там законника: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь» (Лк. 11:45). Ответом законнику стало не смягчение ранее произнесённых слов, а переход от обличений фарисеев к обличению законников.
Это лишь один из множества примеров того, что Сам Господь не стремился к миру со всеми любой ценой, что и позволило апостолу Павлу сделать ту оговорку, которую мы услышали: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Мы должны стараться быть в мире, и не позволять себе нарушать мир по причине наших грехов, страстей и пороков. Однако есть те случаи, когда мир невозможен, или же возможен лишь при условии нарушения с нашей стороны евангельских заповедей, к примеру, заповеди о неосуждении, ведь очень часто тот, кто отказывается осуждать кого бы то ни было, попадает в ситуацию непонимания и отторжения от общества, иными словами, такой человек утрачивает мир с другими людьми. Подобное происходит и с исполнением всех других заповедей: тот, кто стремится их исполнять, вряд ли будет в полной мере понят своим окружением, а потому и мир со всеми редко бывает возможен, но это вовсе не означает, что мы не должны к нему, с Божией помощью, стремиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пророк Михей
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/07/writing-book-novel-read-open-word-29-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В IV веке, во времена царствования Феодосия Великого, в Византии был построен храм в честь пророка Михея. Христиане почтили память того, кто в ветхозаветные времена призывал людей к покаянию.
Сегодня мы говорим о пророке Михее и стихотворении Александра Красницкого «Из пророка Михея».
Место действия — древняя Иудея (территория современного Израиля).
Время действия — VIII-й век до Рождества Христова.
Святой пророк Михей, современник пророка Исайи, жил в Иудее за семь столетий до Рождества Христова. Это были времена, когда древние евреи отступили от веры в Единого Бога и не соблюдали заповедей, которые Господь через пророка Моисея дал еврейскому народу.
«Грех и нечестие распространились повсюду», — с горечью возвещал пророк Михей и говорил о том, что Господь будет судить свой народ за отступление от веры.
Вот как звучат его предостережения в стихотворении Александра Красницкого «Из пророка Михея».
Очнитесь, скитальцы безумные,
Дела вы оставьте безбожные,
Не тешьте вы бренную плоть!
Забудьте пиры многошумные,
Язычества прелести ложные —
Зане так желает Господь!
Пророк Михей говорил современникам о нарушении главного нравственного закона — любви к ближнему. «Не стало милосердных на земле», «все хотят проливать кровь», «каждый ставит брату своему сеть», «князья гнушаются правосудием и искривляют всё прямое», «судьи судят за подношения» — это слова приведены из книги пророка Михея в Ветхом Завете.
Пророк Михей один из первых предсказал, что из-за неверия и греховного поведения народа Иудея будет наказана нашествием чужеземцев. «Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» — возвещал пророк, показывая на цветущий, многолюдный город. Никто не хотел в это верить. Пророка гнали, избивали камнями, но он продолжал твердить своё.
Скитаясь среди бесконечности,
Вы — лучшие перлы творения —
Забыли завета слова!
Вы полны греховной беспечности,
И нет в вас пред небом смирения,
И гневен на вас Егова!
Пророк Михей говорил, что войны и опустошительного разорения можно избежать, если народ вместе с правителями раскается в своих грехах и вспомнит об истинном Боге. Тогда Господь явится и отомстит любым врагам своего народа. В книге пророка Михея об этом говорится вдохновенно и образно: «Господь низойдёт и наступит на высоты земли — и горы растают под Ним, долины распадутся, как воск от огня, как воды, льющиеся с крутизны».
Но Бог ждёт от людей искреннего, искупительного покаяния, как пишет поэт Александр Красницкий — до кровавых слёз.
Рыдайте ж слезами кровавыми,
Рыдайте вы — близко отмщение!
За вами содеянный грех,
Пока вы не станете правыми
И вам ниспошлёт всепрощение
Господь мой — Отмститель за всех!
О предостережениях пророка Михея вспомнили, когда в 586 году до Рождества Христова Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором. Уведённые в вавилонский плен евреи вымолили на чужбине у Бога прощения и смогли через семьдесят лет вернуться на родину.
Стихотворение русского писателя и журналиста XIX века Александра Ивановича Красницкого «Из пророка Михея» является вольным поэтическим переводом отрывков из одноимённой книги Ветхого Завета.
Автору оказались созвучны мысли ветхозаветного пророка Михея о социальной несправедливости и необходимости нравственного преображения общества, его обличительный пафос, бесстрашие перед лицом царей. А нам — ещё и предостережения пророка Михея о губительности неверия.
Все выпуски программы Прообразы
Все выпуски программы Прообразы
Помочь православному центру для зависимых «Реабилитация live»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/mg_0651-1024x683.jpg)
Екатерина из Подольска столкнулась с бедой – её супруг начал принимать наркотики. Долгие разговоры и слёзы не помогали. Муж обещал прекратить, но снова и снова срывался… В полной растерянности Екатерина обратилась в православную группу поддержки для зависимых людей и их близких. Это один из проектов центра «Реабилитация live», который находится в Москве.
О группах поддержки женщина узнала случайно. И очень обрадовалась, что они есть и в её городе тоже. Занятия в группах проводят специалисты по химической зависимости и психологи.
Придя туда, Екатерина первым делом отметила для себя важное правило – оставь в покое ближнего и займись собой. Ведь рядом с наркозависимым человеком всегда есть созависимые. Это близкие люди, которые своим поведением только усугубляют дело. Весь их мир начинает крутиться вокруг зависимого. Они решают его проблемы - закрывают долги, прикрывают прогулы перед начальством, пытаются контролировать его жизнь.
Обычно группы поддержки для зависимых людей и их близких посещают до тех пор, пока ситуация в семье не изменится в лучшую сторону. И как правило, добрые перемены начинаются именно с того, что родные меняют привычное поведение.
Екатерина честно выполняла все рекомендации специалистов. И к её удивлению, спустя месяц муж не только перестал принимать наркотики, но и сам обратился за помощью – тоже стал посещать занятия.
Православный центр для зависимых людей «Реабилитация live» бесплатно помогает семьям. Его специалисты отвели от погибели многих. Важно, чтобы проект продолжал свою работу, ведь он дарит людям надежду. Если вы готовы поддержать центр «Реабилитация live», переходите на сайт: mirom.help.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов