![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Алушта, один из самых популярных курортов Крыма, ещё не так давно, в конце 19 столетия, был ничем не примечательным провинциальным местечком, маленькой южной деревней. Из общественных мест — только небольшой базар. Вот что писал об Алуште в те годы доктор медицины Владимир Святловский: «В Алуште грязно, в Алуште пыльно, морской берег неудобен для гулянья, нет развлечений, нет питьевой воды, нет купален, нет освещения, нет пристаней, нет хороших гостиниц — нет ничего». Так было вплоть до начала 80-х годов 19 века, пока в Алушту не приехал московский предприниматель Николай Дмитриевич Стахеев.
Он происходил из знаменитой купеческой династии Стахеевых, которая издавна славилась щедрыми благодеяниями. В Елабуге, где Николай Дмитриевич родился и некоторое время жил, он вместе со своими братьями строил храмы и монастыри, открывал школы, больницы, дома престарелых и сиротские приюты. Потом Стахеев перебрался в Белокаменную, где занялся строительством доходных домов, помня при этом о бедных и сиротах. Говорили, что на благотворительность Стахеев жертвует не меньше миллиона в год — а это были огромные деньги.
В 1900-м году Стахеев решил построить дачу в Крыму. Люди из его окружения, крупные купцы и промышленники, выбирали для дачного отдыха благоустроенные и популярные Ливадию или Ялту. А Николай Дмитриевич купил землю в маленькой, бедной Алуште — самой неосвоенной точке Южного побережья. Как опытный предприниматель, он сразу же увидел и оценил перспективы Алушты. «Здесь может быть чудесный курорт, не хуже, чем в Монте-Карло», — убеждал он местные власти. На Николая Дмитриевича смотрели, как на чудака, а он от слов быстро перешёл к делу. Променад — важная часть любого курорта, рассудил Стахеев, и начал благоустройство с набережной. Вскоре вместо диких, извилистых тропинок появилась широкая деревянная мостовая с деревьями, тенистыми беседками и ротондами. А ещё — с фонарями! Благодаря Николаю Дмитриевичу в Алуште появилось уличное освещение. И набережная была только началом — очень скоро фонари зажглись и на других улицах. Ещё одной важной частью курортной инфраструктуры были купальни. В то время прямо с берега в море не заходили. На пляжах возводились специальные домики с удобными раздевалками и спуском в воду. Однако в Алуште купален не было. Стахеев их построил. Как и набережную — на собственные деньги. Личные средства вложил Николай Дмитриевич и в реставрацию древней византийской крепости Алустон — главной достопримечательности Алушты. Другими словами, сделал всё, чтобы место стало привлекательным для туристов. Но не только. Огромный вклад Стахеев внёс в развитие алуштинской инфраструктуры. Безвозмездно уступил часть своих земель под строительство новых дорог. Построил пристань. Расчистил реку Демерджи и устроил на её берегу прогулочную аллею. Провёл водопровод. Открыл школу, больницу, аптеку и сиротский приют. Стал попечителем алуштинской церкви Фёдора Стратилата и построил рядом с нею дом для проживания священников.
Алуштинская дача Стахеева — вилла Отрада — тоже стала местной достопримечательностью. Роскошный парк с экзотическими растениями, который купец разбил вокруг особняка, был открыт для всех желающих, и стал излюбленным местом отдыха жителей и гостей Алушты. Кстати, гостей с каждым годом становилось всё больше и больше. Стали открываться гостиницы. Теперь все любовались преображённым посёлком. «Алушта изменилась к лучшему», — констатировала газета «Крымское время». Эти изменения в мае 1902 года принесли Алуште статус города. Сонная деревенька ушла в прошлое. На её месте, благодаря Николаю Дмитриевичу, появился прекрасный, развитый курорт. И сегодня экскурсоводы непременно показывают туристам Стахеевскую набережную и Стахеевский парк. И рассказывают о Николае Дмитриевиче, которого в городе называют «человеком, создавшим Алушту».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Подобно Израильскому народу Священное Писание называет христиан богоизбранной нацией. В чём же заключается это избранничество? Какие привилегии оно даёт и как ими воспользоваться? Ответ на эти вопросы находим в том отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Евреи времен Иисуса Христа были уверены в том, что по самому факту своего рождения, а также в силу того, что они принадлежат к иудейской религии, у них с Творцом особые отношения. Они Богом избранная нация. Видимым знаком этого глубинного союза они считали обрезание. По сути, аналог христианского крещения. Всё это побуждало евреев считать, что их положение в семье других народов исключительное и привилегированное.
Апостол Павел разделяет убеждения об уникальности Израиля. Однако для него это означает не претензии на лучшую жизнь, но в первую очередь ответственность. Как он говорит сегодня, иудеям вверено «слово Божие». В греческом тексте послания используется существительное «логия», которое обозначало не только звучащую речь, но и закон. А потому под «словом Божиим» Павел скорее всего понимает Десять заповедей и весь нравственный закон Моисеев. То есть для него уникальность еврейской нации заключается в том, что она была избрана стать образцом жизни по закону Бога. Отсюда и обратная закономерность. Всякий, кто живёт по закону Бога, хранит в чистоте свою совесть, является иудеем, даже если он не обрезан телесно.
Мысль апостола Павла вполне можно применить и к современной ситуации. Подобно иудеям в древности теперь христиане являются Богом избранным народом. А коль так, то каждый крещёный человек имеет особое положение в глазах Творца. Речь идёт не о привилегиях, которые делают нашу жизнь комфортной, безопасной и респектабельной. Скорее, речь об ответственности, которая возложена на всякого ученика Христова. И факт Крещения является лишь видимым знаком этого мессианства.
Формы призвания могут отличаться. Ведь мы все очень разные. Однако суть всегда одна и та же. Как говорит сегодня апостол Павел, всем нам «вверено слово Божие». Так Павел даёт понять, что наша уникальность как раз в том и заключается, что мы больше не можем делать то, что нам заблагорассудится. Мы не можем жить, полагаясь только на себя и достигая собственных целей. Мы призваны к тому, чтобы делать то, чего хочет Бог. Во всех своих делах стремиться искать и исполнять Его волю. Вот главная привилегия христианина. Именно для этого Господь привёл нас в Церковь. Наша жизнь должна превратиться в бескорыстное и самоотверженное служение Творцу и окружающим людям. В противном случае мы будем ощущать себя несчастными и нереализованными. Те благодатные дары, которые мы получили в Таинстве Крещения, превратятся для нас в источник внутренних терзаний и, возможно, внешних бедствий. А потому дай же нам, Господи, ясности ума осознать, что такое подлинное христианство, и мужества сердца решительно и бесстрашно идти по этому пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Защитить от разрушения Никольский храм в селе Мотовилово
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Hram.png)
Житель Москвы Николай Зимин недавно присоединился к проекту фонда «Белый ирис» - «Школа хранителей храмов». И неспроста - мужчина решил восстановить полуразрушенную церковь во имя святого Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. А началось всё вот с чего.
Николай занимался изучением своей родословной и выяснил, что его пра-пра-дедушка был купцом и на свои средства построил тот самый Никольский храм. В память о родном человеке мужчина решил возродить святыню. Но было и ещё кое-что. Информация о об этой церкви появилась в жизни Николая в особый момент. С началом специальной военной операции мужчина стал усердно молиться за мир на земле, за свою семью, сыновей. Николай дал Богу обет, что, если с его родными будет всё в порядке, он обязательно поможет храму или поставит часовню. А спустя время узнал об истории пра-пра-дедушки и Никольской церкви, которой нужна помощь.
«Жизнь – удивительная штука», - замечает мужчина. Сейчас он проходит обучение в «Школе хранителей храмов». «У меня есть финансовые и организационные ресурсы, но этого недостаточно», - говорит он. «Я хочу узнать о возможностях и опыте других людей. А ещё – найти помощников, ведь одного меня на всё не хватит. В Мотовилово даже дороги нормальной нет. Хочу повлиять на судьбу Никольского храма, возродить его для людей, заодно, надеюсь, и в селе что-то поменяется».
Первым делом важно защитить храм Николая чудотворца от осадков и дальнейших разрушений, то есть провести противоаварийные работы. С этим поможет фонд «Белый ирис». Он открыл сбор для храма Николая чудотворца в селе Мотовилово Рязанской области. Если и вы хотите его поддержать, переходите на сайт фонда: https://nasledie-iris.org/projects/nikolskij-hram-razrabotka-proekta-konservaczii/.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Генерал Федор Федорович Абрамов». Константин Залесский
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2023/08/image-30-06-23-06-16-1-1.jpg)
Константин Залесский
Гостем программы был историк Константин Залесский.
Разговор шел о непростой, но яркой судьбе генерала Федора Федоровича Абрамова, одного из участников Белого движения в период гражданской войны в России, почему он пользовался уважением как у руководства, так и у солдат, и как сложилась его жизнь в эмиграции.