В Павловск, тихий, уютный дачный городок под Петербургом, с началом лета съезжались из шумной столицы на отдых любители загородной жизни: полуденных чаепитий на террасе, неспешных прогулок по густо заросшему парку и звуков оркестра по вечерам. В 1895 году среди них оказался молодой художник Николай Никанорович Дубовской. Совсем недавно к нему пришёл большой творческий успех. Пейзаж Дубовского «Зима» стал главным событием Двадцать третьей выставки художников-передвижников. Картину приобрёл для своей галереи Павел Третьяков. Гонорар за неё был внушительным — Николай мог позволить себе снять на лето дачу. Правда, окончательного решения на этот счёт он ещё не принял, и для начала приехал просто осмотреться.
Дубовской шагал по центральной улице городка. А навстречу ему шла девушка. Хрупкая, в светлом шёлковом платье. В руках — зонтик от солнца. Незнакомка подняла на художника большие, немного печальные чёрные глаза. От этого взгляда сердце у Николая едва не выпрыгнуло из груди. «Вот та, которую я искал всю жизнь!» — подумал он. Сомнений больше не было — художник твёрдо решил снимать дачу в Павловске.
Каждый вечер он выходил на прогулку, в надежде снова встретить прекрасную незнакомку. И однажды это произошло. Состоялось знакомство. Девушку звали Фаина Николаевна Терская. Она приехала отдыхать в Павловск с матерью и сёстрами. Фаина увлекалась живописью, и когда узнала, что новый знакомый — известный художник, смущаясь, попросила его дать ей несколько уроков.
Николай и Фаина почти всё время стали проводить вместе. С мольбертом и красками они исходили весь Павловск. Дубовской был очень доволен успехами ученицы. А главное — с каждым днём всё больше понимал, что любит девушку и не сможет без неё жить. Когда Фаина сообщила, что скоро они с матерью отправляются в поездку по Италии, Николай без раздумий решил последовать за любимой. Во время этого путешествия Дубовской написал портрет Фаины Терской. Он назвал картину «Девушка на фоне моря». Фаина Николаевна запечатлена в соломенной шляпке-канотье, с биноклем в руках. Её глаза светятся радостью и любовью. В Италии Дубовской сделал девушке предложение. Фаина с радостью его приняла.
Осенью 1895-го года молодые люди обвенчались в православном храме Флоренции. Супруга художника вспоминала, как в день свадьбы с волнением ожидала жениха. Подходило время ехать в церковь, а Николая всё не было. Наконец он прибежал — запыхавшийся, с букетом прекрасных белых цветов. Дубовской умолял простить его за опоздание. Утром он сел писать этюд. И так увлёкся, что совсем забыл о времени. Невеста не обиделась. Она глубоко понимала творческую душу гениального художника. «Мой муж должен служить искусству. А я буду служить ему», — сказала себе накануне свадьбы Фаина Николаевна. Когда молодожёны вернулись в Петербург, она взяла на себя все основные бытовые вопросы, предоставив мужу возможность не отвлекаться от творчества. Дубовской, в свою очередь, ценил тонкий художественный вкус жены, часто в процессе работы советовался с нею и всегда прислушивался к мнению супруги. Коллега Николая Никаноровича и друг семьи, художник Яков Минченков говорил о Дубовских: «Я не знаю более счастливого супружества в смысле совместного служения общей идее и взаимной поддержки на жизненном пути».
Он вспоминал, что часто встречал чету Дубовских, вместе идущих в магазин за покупками. И в том, как они шли, рука об руку, как смотрели друг на друга, чувствовалась глубокая одухотворённость их семейного союза. «За житейской суетой скрывалось нечто, питающее их, как жизненный эликсир», — писал Минченков о любви Николая Никаноровича и Фаины Николаевны, которую они пронесли через всю жизнь, до самой смерти художника в 1918 году.
Супруга надолго пережила живописца. Всё это время Фаина Дубовская посвятила сохранению памяти о муже. Участвовала в устроении его выставок, писала воспоминания, составляла каталог картин. Одним из полотен своего супруга Фаина Николаевна особенно дорожила. Оно называется «На Лаго Маджоре». На нём изображено живописное горное озеро. Когда-то на берегу этого озера Николай впервые признался Фаине в любви.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.