В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, в которое также празднуется Обрезание Господне и память святителя Василия Великого, о Соборе 70 апостолов, о Крещенском Сочельнике, о Богоявлении, а также о Соборе Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Ведущая: Марина Борисова
Марина Борисова:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня со мной в студии наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Здравствуйте.
Марина Борисова:
— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 32-е воскресенье после Пятидесятницы и на наступающей неделе. Воскресенье у нас не только насыщенное смыслами, а перенасыщенное, потому что это и неделя перед Богоявлением и праздник Обрезания Господня, и память святителя Василия Великого, и вообще старый Новый год. Так что у нас есть о чем поговорить накануне этого замечательного воскресного дня. Но как всегда, по традиции начнем с евангельских и апостольских чтений, которые завтра мы услышим в храме за Божественной литургией. Чтение Недели перед Богоявлением включает в себя отрывок из 2-го послания апостола Павла Тимофею из 4-й главы, стихи с 5-го по 8-й. Это очень маленький отрывок, поэтому я позволю себе прочитать его полностью. «Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Удивительно в этом отрывке для меня то, что, казалось бы, это такой должен быть по настроению очень светлый отрывок, а он напоминает о чем-то скорбном: переноси скорби, будь бдителен. Как сочетать это предпраздничное ощущение и постоянное напоминание?.. Нам хочется, чтобы праздник был уютным, симпатичным, приятным во всех отношениях, а нам апостол Павел все время напоминает о чем-то ужасно неприятном.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Нельзя сказать, что апостол Павел всегда напоминает нам о чем-то неприятном. Разные есть у него отрывки. В тот момент, когда составлялся так называемый лекционарий, то есть какие чтения, куда и в какие дни читать, его составители могли самые разные причины находить, чтобы тот или иной отрывок поставить на тот или иной день. Например, яркий пример для нас не очень понятного момента — воскресный день перед началом масленицы, то есть накануне. Апостол говорит: «Не буду есть мяса вовек». Казалось бы, нам всем понятен смысл, «не буду есть мяса вовек», потому что со следующего дня, с понедельника масленицы Сырная неделя, мяса уже мы не вкушаем. Но ведь апостол Павел говорит об этом не как о посте, а как о невкушении идоложертвенного. Мы понимая контекст, думаем: а зачем тут это место? Ну вот, совпадение слов, «не буду есть мяса вовек». И здесь такая же игра слов, если так можно выразиться. Здесь речь не о том, что апостол или церковь хочет нам напомнить о скорбях в Богоявленский сочельник, а всего лишь в том, что в конце говорит апостол Павел, что не только мне, но и всем возлюбившим явление Его. То самое Богоявление — теофанио, эпифанио, которым на греческом языке называется праздник Богоявления. Здесь простое по внешности совпадение слов. Мы находимся в сочельнике, в дне накануне Богоявления, и нам говорится, что, да, это слово известно апостолу Павлу. Это слово он использует, это слово Нового Завета, Богоявление, что готовится венец Правды всем, возлюбившим Богоявление. Давайте возлюбим завтрашний праздник и будем ждать, что и нам будет уготовлен венец Правды. А дальше церковь, как всегда, здесь уже без исключений, напоминает нам о том, что венец Правды и любовь к явлению Его, Богоявлению, состоит в том, чтобы быть бдительным, переносить скорби, совершать дело благовестников, исполнять свое служение. Нам напоминают, мы находимся в пространстве Святок, но слишком расслабляться тоже не стоит. В эти дни нет поста, но в воскресный день перед Богоявлением — это день, когда все верующие призваны собраться в церкви. Служба во многих храмах совершается ежедневно, но не все приходят в храм каждый день. В воскресение собираются все, и нам напоминают в этот воскресный день, что будет на следующей неделе праздник Крещения Господня или Богоявление, извольте все к нему готовиться.
Марина Борисова:
— Мы также услышим отрывок из Евангелия от Марка, глава 1-я, стихи с 1-го по 8-й, самое начало. Собственно со слова «начало», извините за такую тавтологию, и начинается этот отрывок. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». И дальше рассказывается о первых днях служения Иоанна Предтечи, который крестил, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, и к нему выходила вся страна Иудейская и иерусамляне. Казалось бы, все понятно, чисто повествовательный отрывок. Но все время есть какие-то нюансы. Я, честно говоря, не так давно обратила внимание с помощью одного из наших гостей, отца Антония Лакирева, с которым мы встречались в этой студии и обсуждали книгу пророка Исайи. Он обратил внимание на фразу, которая кажется немного парадоксальной: «Глас вопиющего в пустыне». Это такой, как сейчас бы сказали, уже мем, и воспринимается он, даже не задумываешься о смысле, а если задуматься, то вопрос напрашивается сам. Зачем кричать в пустыне, там, где нет никого? Какой смысл? И отец Антоний сказал, что это ошибка перевода, причем ошибка в пунктуации. В его варианте это звучит так: глас вопиющего — двоеточие. То есть пророк обращает внимание на себя. А дальше: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его. Почему, он говорит, это важно для пророка Исайи? Потому что речь идет о возвращении иудеев из Вавилонского плена. Был путь окольный через оазисы, более комфортный. А здесь прок Исайя говорит, что идите прямо через пустыню, несмотря на то, что это более суровый и неблагоприятный путь, но сделайте прямыми стези Господу. Я почему вспомнила этот наш разговор? Сколько ни читаешь Евангелие, все время найдется что-то, что откроет тебе смысл с совершенно неожиданной стороны.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, и мы видим, что это пророчество по-другому звучит немножко. Хотя глобальный смысл, может быть, в отношении Иоанна не меняется. Для евангелистов очень важно было, особенно это было важно для евангелиста Матфея, и мы это постоянно встречаем, где евангелист ссылается на пророчества. Для слушающих Евангелие, а Евангелие в тот момент передавалось, конечно, устным рассказом, устной проповедью. И в Евангелии от Марка мы видим по сути дела тот самый канон устной проповеди, каким он был, когда его передавали устно. Всегда проповедь начиналась с рассказа об Иоанне Предтечи. Очень важно было ссылаться на пророчества, потому что для верующих иудеев, для христиан из иудеев или для еще не христиан, для просто иудеев, крайне важно было обосновать, что Мессия и все, что с Ним связано, те события, которые связаны с Его земной жизнью, так или иначе были предсказаны пророками. Потому что, собственно, все пророки говорили о Мессии. Поэтому здесь тоже ссылка на пророка Исайю. Давайте прочитаем его так, как предложил его отец Антоний. «Глас вопиющего, в пустыне приготовьте путь Господу». А дальше: «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов». Пророчество указывает на то, что Иоанн был тем самым гласом вопиющего. И Христос явился, правда, в этом отрывке об этом нет, Он явился к нему в пустыню, где Иоанн уготовил путь Господу. Поэтому, да, это важный момент. А нам, читающим это сейчас, если мы хотим читать Евангелие не просто маленькими кусочками, а увидеть весь контекст, важно видеть... Евангелист Марк не рассказывает о Рождестве, не рассказывает о волхвах, о пастухах, о встрече Марии и Елизаветы, о Благовещении. Древнейший канон устной передачи Евангелия начинался с проповеди Иоанна Предтечи, это можно считать уже исторически доказанным фактом. Евангелие от Марка, как наиболее короткое, с этого момента начинает.
Марина Борисова:
— Еще очень важно понять, почему мы, православные христиане, каждый год празднуем абсолютно древний иудейский обычай обрезания? Почему так важно для православной церкви помнить об этой вехе в жизни Спасителя?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Многие задают самые разные вопросы на эту тему. Например, такой вопрос: зачем? Часто звучит: для чего Богу было вот такой земной человеческий обряд проходить? Как будто можно было по-другому, хочется спросить. Представьте себе, иудейская традиционная семья, в ней рождается мальчик, для всех это сын Иосифа, Иосиф праведник. Абсолютно немыслимая история, чтобы этот обряд не был соблюден. Этот обряд дан был еще Аврааму, и он был условием вхождения в народ. То есть без него человек не мог считаться человеком. Поэтому, естественно, этот обряд был совершен. Дальше мы можем пытаться находить какие-то богословские смыслы, смыслы переносные, духовные смыслы. Как еще традиции восходящие к Оригену, любой отрывок Священного Писания имеет разные уровни толкования. Да, мы можем сказать, что это было важно, поскольку, как мы увидим из дальнейшей истории Церкви, возникло множество ересей, которые утверждали, что Христос не был настоящим человеком, что это было некое, как сказано в одной церковной молитве, привидение. «Не привидением нас устрашая, а Себя являя». Действительно, Христос был настоящим человеком, Он по-настоящему хотел есть, пить, спать. Но есть, пить, спать не очень понятно, как он на самом деле, ел ли, пил ли. Вроде как написано в Евангелии, а тут понятно, над Ним был совершен конкретный обряд с пролитием крови. Этот праздник для нас — это утверждение человечества Иисуса Христа, что Он был настоящим человеком, подлинным. Чаще, правда, последнее время, да и вообще в истории велись споры, а был ли Он настоящим Богом. Первая арианская ересь из крупных, да и последующие всякие размышления. Вчера буквально я явился свидетелем того, как в одном из чатов, кстати, можно назвать в эфире, у отца Александра Авдюгина пришел, по-моему, свидетель Иеговы и всячески пытался доказать, что Иисус не был Богом. То есть это тема продолжающегося спора. Иисус кто? Или Он человек, тогда Он не Бог. Или Он Бог, тогда не человек? Здесь важно, вера православная говорит, что Иисус Христос был Бог и человек, Богочеловек. И как человек Он прошел все, что положено было человеку.
Марина Борисова:
— Еще у нас в это воскресенье память святителя Василия Великого. Я думаю, нет среди наших радиослушателей ни одного, который не знал бы этого имени. Тем более что о литургии Василия Великого мы постоянно напоминаем. Она хоть и редко бывает, но как только она положена по церковному уставу, напоминаем, что в эти дни служится литургия Василия Великого. Но Василий Великий потому и велик, что он не только литургию написал, но совершил еще массу других замечательных дел, причем, за очень короткую жизнь. Он до 50-ти лет не дожил, а за это время успел и написать очень много и сделать очень много. Хотя совершенно не стремился.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Сложно сказать, стремился или не стремился. Человек, родившийся в такой семье, причем, некоторые вещи нас просто поражают, некоторые иногда раздражают. Думаешь: ну да, понято, знатная, богатая семья. И даже какой-то эпизод его жития, я помню, меня как-то зацепил, что он, отказавшись от каких-то мирских вещей, поселился в своем имении и предался там соответственно постническим подвигам.
Марина Борисова:
— Да, да. К нему там ученики собрались.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Но это было в его имении. А с другой стороны, когда родители, дед и бабка мученики. Вообще это семейство потрясающее. Девять или десять детей по толкованию.
Марина Борисова:
— Десять детей.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Пятеро из них святые. Святая мать и пять святых детей. Причем, некоторых из них мы, может быть, меньше знаем по имени, а вот, например, Григория Нисского знают, может быть, не хуже и не меньше, чем Василия Великого. Соответственно, пойди, попробуй, в таком семействе не хоти чего-нибудь. Если вы почитаете житие Григория Нисского, там есть такая интересная фраза про Василия Великого, что Григорий Нисский не обладал организаторскими талантами Василия Великого. В самом житии Василия Великого я таких слов не нашел, а вот в житии Григория Нисского сказано. И еще сказано: организаторскими талантами и влиянием. То есть действительно, Василий Великий, хотел он этого, не хотел, нам сложно, мы про себя-то не знаем, чего мы хотим, а чего мы не хотим, а уж про другого говорить, чего он хотел... Но это человек, который, действительно, обладал такими дарами, что вокруг него... В житии Григория Богослова, его друга, написано, что именно Василий Великий способствовал тому, чтобы Григорий Богослов был избран на кафедру Константинопольского архиепископа. То есть, казалось бы... Или, его противники добились того, чтобы разделить его Кесарийскую кафедру на две и тем самым уменьшить его влияние в Кесарии. Понятно, что такое ощущение, когда читаешь, если светскими глазами почитать это житие, думаешь, это вообще спрут, которые запустил свои щупальца во все части жизни империи. Теперь возвращаем свой верующий взгляд и понимаем, что это человек, который оказывал влияние на все. На богословие, на устроение церкви, чуть ли не на устроение империи. А уж сколько он всего написал, кроме литургии, что является для нас сейчас основаниями нашей веры. Я почему-то вспомнил совсем светский эпизод. Есть хороший мультик уже двадцатилетней давности, про Мулан, китайскую девушку. Его любят дети, хороший мультфильм. Там китайский император говорит одному воину: такие девушки рождаются не каждое столетие. Так и тут, такие люди рождаются не каждое тысячелетие, когда в нем соединяется благородство происхождения, а это много значит, блестящее духовное и светское образование, стремление к аскетическим подвигам, действительно, такое нестяжание, желание и умение все раздать. С другой стороны, потрясающий ум и потрясающий организаторский талант. Само по себе ни одно из этих вещей не обеспечивает... Я знаю множество людей, которые получили блестящее образование духовное и светское. Радио не позволяет нам передать картинку — постучи по пустой какой-нибудь бочке, ну и что, получил человек образование, а там нет ничего. А вот человек предается аскетическим подвигам, и чего, где там Дух Святой на нем? Вроде как и нет. А другой, в нем все это совпало, все это случилось. Конечно, это величайший отец и учитель Церкви.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». У микрофона Марина Борисова. Со мной в студии наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. 17 января на наступающей неделе у нас праздник под таким не очень будоражащим названием — собор 70-ти апостолов. Я как-то задумалась, мы очень мало знаем об этих людях. 70 — это достаточно символичное число, никто толком не знает, сколько их было реально в количественном измерении, даже имена их в Писании не сохранились. Только некоторые из них поименованы в связи с тем, что они сопровождали кого-нибудь из апостолов от двенадцати или были первыми диаконами. Чтобы понять, почему так важно праздновать соборную память этих людей, я думаю, что имеет смысл тоже посмотреть, какие же будут чтения во время Божественной литургии. Будет отрывок из послания апостола Павла к римлянам из 8-й главы, стихи с 8-го по 14-й, где говорится: «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». И дальше идут рассуждения, что «если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». И если человек живет по плоти, то умрет, а если духом умерщвляются дела плотские, то живы будут. Начинаешь это все внимательно перечитывать, понимаешь, что речь-то, скорее всего, не столько об этих удивительных первых посланцах Господа, сколько о нас всех. Потому что все эти слова можно так же применить к каждому из нас.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мне кажется, что эти слова апостола Павла заслуживают вообще отдельной передачи. Правда, наверняка на нашем замечательном радио такая передача была, и, может быть, не одна, потому что у нас чего только уже ни было. Если мы говорим о настоящей мистике и настоящем духовном делании Нового Завета, то это одна из ключевых фраз. Именно так воспринимал духовное делание апостол Павел. У него есть гораздо более лаконичное на эту тему высказывание. Например, «Вы умерли и ваша жизнь погребена со Христом в Боге». Или в другом послании: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Здесь его идея, его учение о духовной жизни, по-настоящему духовной жизни, развернута более ясно. Апостол Павел утверждал, что если мы живем своей жизнью, просто простой человеческой жизнью, вашей, Марина, моей, Максима, мы живем свою жизнь — иногда психологи так говорят: ты должен жить своей жизнью — то мы умрем. Это всем нам известно и понятно, я живу жизнь, а в конце жизни я умираю. А как сделать так, чтобы нам воскреснуть? Это ключевая идея христианства, что мы должны воскреснуть. Но не сами по себе, а мы должны воскреснуть со Христом. А для этого уже не я должен жить своей жизнью, а во мне должен жить Христос. Делание духовное апостола Павла, которое он заповедовал нам, это, чтобы мы то, что принадлежит нам, и нашу жизнь отдали Богу: «Отдай плоть и прими дух». И дальше постараться так, чтобы верою вселился Христос в сердца наши, чтобы «не я живу», я уже приводил эти его слова, «но живет во мне Христос». «Если Христос в вас, то тело мертво для греха», это признак, «но дух жив для праведности». Дальше мы можем судить о том, насколько мы добились хоть чего-то на этом пути, насколько Христос верою вселился в сердца наши, потому что если наше тело мертво для греха.... Грехи-то какие? Берем классические страсти, 8 страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие и дальше по списку. Они становятся все более тонкими, конечно, эти страсти, все более душевно-духовными. Но если мы продолжаем быть терзаемы страстями, то мы продолжаем жить своей жизнью. И наша жизнь сводится к этой борьбе. Когда мы пытаемся освободить место для Христа, тут требуется и духовное руководство тонкое, и искушений множество. Вы же помните: когда злой дух выходит из человека, вроде как мы выгнали злого духа, а место пустое осталось, он приходит и семь злейших с собой приводит. Это такая целожизненная задача. Все-таки умертвить себя для греха для того, чтобы жить по Богу духом. А что касается 70-ти апостолов, так надо понимать, что те имена, которые мы называем в списке собора 70-ти апостолов — это не те апостолы, о которых речь идет в Евангелии от Луки, чей отрывок мы тоже будем в этот день читать. Эти 70 апостолов, о которых говорится в Евангелиях, это те люди, которых Господь после Своего Преображения, собираясь идти в Иерусалим, послал впереди Себя проповедовать скорейшее, ближайшее пришествие Царствия Божия. Послал их впереди себя, чтобы они приготовили путь Ему на Его пути в Иерусалим. А те апостолы, которых мы поминаем в соборе 70-ти апостолов, это совсем другие люди. Для этого достаточно вспомнить хотя бы одного из них, наиболее известного, например, апостола Тимофея. Про него известно, что его обрезывал уже апостол Павел после своего 3-его апостольского путешествия. Соответственно, этот человек не мог проповедовать в Иудее, он там вообще не мог находиться, поскольку он был в тот момент язычником. Апостол Тимофей — это апостол, обращенный из язычников, он не мог быть послан Христом впереди Себя в Иерусалим. Апостола Павла арестовали за то, что он позволил уже обрезанному Тимофею войти в храм, поскольку он был из обращенных. Просто надо понимать, что тот список поименный 70-ти апостолов — это, как говорят историки, все имена, которые так или иначе упомянуты в Новом Завете, кому адресованы послания, и Тимофей, и Сила, и Онуфрий. Просто собрали в этот собор всех упомянутых по именам.
Марина Борисова:
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова:
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Неделя у нас праздничая, неделя у нас удивительная. 18 января у нас Крещенский сочельник, навечерие Богоявления и 19-го у нас сам праздник Богоявление, крещение Господне. Когда мы говорим об этом празднике, у нас часто разговоры акцентируются на освящении воды и на всем многообразии традиций, которые связаны с этим великим водосвятием. Но мне бы хотелось обратить внимание скорей на то, что все-таки это один из первых христианских праздников, который праздновался вместе с Рождеством, как единый праздник, и назывался он Богоявлением. И именно явление Бога было главным смысловым акцентом всего этого грандиозного праздника. Мне кажется, что за вниманием, которое мы уделяем крещенскому освящению воды, мы забываем о самом главном, собственно о смысле этого дня, о смысле этого праздника. И вообще, почему так важно с самого начала было постоянно напоминать не только о воскресении, но и о самом явлении Бога?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я бы только чуть-чуть поправил, более точно сформулировал ваше утверждение, что мы забываем. Я бы сказал: мы можем забывать. Если мы посмотрим, как развивалась праздничная культура, если можно так сказать, церковная, устроение разных праздников в истории Церкви, то мы увидим, что первоначально был у нас один праздник — Воскресение Христово. Который мы, я имею в виду мы, христиане, праздновали собственно, в день Светлого Христова Воскресения, в Пасху, а также каждый воскресный день как малую пасху. А дальше получилось так, что мы, как бы, не настоящие верующие, что у нас других праздников, что ли, нет? Уж простите, что я так вульгарно об этом говорю. И стали появляться праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, из которых, конечно, главнейший и основной — это то самое Рождество-Крещение. Напомню нам всем, что для западных христиан более почитаемый, условно говоря, не догматически, конечно, а народно более почитаемый праздник это как раз Рождество-Крещение. Не случайно великий наш пушкиновед Валентин Семенович Непомнящий, ныне покойный, Царство ему Небесное, утверждал, что, можно сказать, что православная церковь — это религия Воскресения, а католическая — это религия Рождества. Как бы «религия», в кавычках. На Западе празднуют, что Бог стал, как я, а мы празднуем Воскресение, то есть я могу стать, как Бог. Это, понятно, что отступление от заданного вопроса, но действительно Богоявление как Рождество — тире — Крещение. Только после крещения Христос был явлен. Он по сути дела, можно сказать, для всех, других слов не могу найти, вышел на общественное служение, как написано в наших учебниках. То есть вышел на проповедь. Он, как и написано в Священном Писании, с этого момента, вернувшись потом из пустыни, начал проповедовать: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». А до этого он был никому не известен, и мы ничего о нем не знаем, кроме одного эпизода о 12-летнем отроке Иисусе, Который остался в храме. А так нет, вот рождество и все, а дальше собственно крещение. Поэтому эти два праздника вполне можно слить в один. Но, как я уже сказал, Церковь пошла по пути умножения праздников, умножения смыслов, та самая цветущая сложность. Сначала Рождество не праздновали, потом соответственно начали праздновать Рождество-Богоявление, потом все-таки увидели, что это два разных события и отпраздновали еще отдельно Рождество и отдельно Богоявление. И в этом нет ничего плохого, я хочу подчеркнуть. Если мы с любовью всматриваемся в земную жизнь Иисуса Христа, то нам хочется в любимом образе Учителя, Спасителя, Бога подметить каждую деталь, каждую черточку. И мы всматриваемся в Его любимый и любящий лик и: а вот еще вот это было, а вот еще вот это было, давайте и это вспомним, давайте и это сделаем особым днем воспоминания. И Обрезание вспомним и еще что-то, дальше все это нагружается смыслами. Естественно, в народной культуре это нагружается всевозможными традициями и обычаями, народ без этого не может, да и не надо. Поэтому эти бесконечные споры накануне Крещения, которые почему-то начинают именно противники всех этих народных обычаев как бы специально провоцировать. А вот, крещенские купания не имеют отношения... и пошло. Я каждый год себе говорю: Максим, ни в коем случае не встревай в эти споры. И, к сожалению, не могу не встревать, не получается, нет у меня достаточной аскезы и достаточного воздержания, чтобы не начать в этом споре участвовать. Как только звучат слова: не имеют никакого отношения — сразу хочется встать и идти драться. Ну как там, святочные стенка на стенку, положено тоже. Так и здесь. А дальше проблема состоит в том, что для людей, не погруженных целиком и глубоко, как мы читали в отрывке о 70-ти апостолах «Уже не я живу, а живет во мне Христос», а погруженных в обычную жизнь, живущих обычной жизнью, а потом вдруг вспоминающих о празднике, на первый план начинают вылезать те самые народные традиции. А что может быть ярче и народнее, чем крещенские купания. Удивительно, я прочитал совсем недавно, термин пришел к нам с Запада, но и у нас он утвердился, о том, что в русском народе есть такое представление о делегированной вере. Наша бабушка ходит в храм, и мы это одобряем, мы «за». Мы все православные, мы верующие, и за всех за нас в храм ходит бабушка. Вот я стану бабушкой или дедушкой, вот тогда и я буду тоже, наверное, ходить в храм за всех своих детей, внуков и правнуков. Вот люди в храм-то и не ходят. Но эту свою причастность к делегированной вере, то есть той самой бабушке, или маме или дяде, что есть у нас у Первозванских, есть у нас у Борисовых, есть у нас у Ивановых тот, кто за всех нас молится и ходит в храм, и мы это поддерживаем и одобряем. А так-то, да, мы придем на венчание, мы придем, наверное, на крестины. А венчание? Да, нет, наверное, не обязательно, вообще не обязательно венчаться, а вот на крестины, да, на отпевание придем. А еще будем в проруби купаться, и это тоже наше причастие, участие в этой делегированной вере. Поэтому я не сторонник того, чтобы это разрушать. Пусть это будет хотя бы так. А дальше, да, к людям, заходящим в храм, приходящим на купель, даже в подпитии, даже в народной радости, должно быть обращено слово проповеди. И в этом уже наша задача церковных людей. Глядишь, кто-нибудь из них и услышит, проснется, да еще и придет в храм не просто за водичкой и не просто на прорубь купаться, а придет для того, чтобы поисповедоваться, причаститься, вспомнить собственно смысл этого праздника. А так, да, мы уподобляемся Спасителю, вошедшему в воды Иордана, мы тоже мысленно соучаствуем, это такая литургия, крещение.
Марина Борисова:
— Но отношение к самой освященной крещенской воде на моих глазах за сорок лет моего пребывания в церкви очень сильно менялось. У меня нет никакого оценочного суждения по этому поводу, просто наблюдения. Когда мы начинали ходить в церковь, нам старшие товарищи объясняли, что крещенская вода — это святыня, ее не должно быть много, не надо ее огромными пятилитровыми емкостями набирать, а нужно к ней относиться как к великой святыне, которая принимается с молитвой, принимается как причастие натощак, которое для тебя очень важно. Я знаю сейчас много людей, которые запивают лекарство крещенской водой, они, действительно, набирают ее очень много. У меня нет какого-то внутреннего отношения, хорошо это или плохо, это просто констатация изменения отношения. Хочу у вас спросить, так ли важно знать, что такое святая агиасма? Так ли важно эта старая традиция, про которую говорили нам, что когда вы болеете, не можете в воскресенье быть за литургией, не можете причаститься, то для этого дома хранится кусочек артоса, который раздроблен после Пасхи, и крещенская вода. И если вы хотите почувствовать свое приобщение к тому, что происходит в этот момент в храме, где вы не можете быть по объективным причинам, вы можете принять с молитвой кусочек артоса запить это крещенской водой, в этом будет ваше соединение с общим причастием. Не знаю, насколько эта традиция хороша или не хороша. Если человек чувствует потребность запивать лекарство крещенской водой, предполагая, что это усиливает его действие, я не знаю, что лучше. Но как-то хотелось бы внутренне понять, самому себе сказать, как относиться к этому?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Мне сложно сказать. Я 30 лет служу в одном храме, буквально на днях у меня было 30-летие службы в священном сане. И я помню, что в 90-е годы или в начале нулевых мы каждую неделю освящали громадный здоровый бак воды, я сейчас даже не про крещенскую воду говорю, а просто про молебную воду, и его, бывало, не хватало. Причем, прихожан в нашем храме было не больше, а, скорее, меньше. Сейчас мы освящаем бак с крещенской водой, не такой большой, раз в две, в три недели, иногда раз в месяц. Я вижу наоборот, по крайней мере на нашем приходе, интерес к такой материальной стороне веры, к тому, что можно потрогать, что можно почувствовать, чему можно приобщиться, скорее, уменьшился, чем усилился. Да, люди, приходящие в храм в день крещения, набирают по многу воды. Я не очень понимаю, зачем. Но они и раньше приходили с теми самыми, только теперь они с пластиковыми бутылками приходят пятилитровыми, а раньше с трехлитровыми банками, которые еще и часто бились. Была и толкотня, и чего там только не было. При этом люди стали причащаться гораздо чаще. Фактически большинство прихожан причащаются несколько раз в месяц. Многие причащаются раз в неделю. Кто-то причащается и не один раз в неделю. Когда у человека появляется в жизни частое причастие, то его интерес к иным формам выражения приобщения телесного к духовности, на мой взгляд, падает. Эту взаимосвязь я вижу. Для прихожан, которые начинают часто причащаться, гораздо меньшее значение начинает играть святая вода, артос. Люди даже не понимают, зачем это нужно. Для чего нужно маслице от чудотворной иконы? У нас есть три, святитель Лука, икона Матери Божией Скоропослушница, есть Нектарий Эгинский, перед которым мы многие десятилетия освящаем масло, и потом тоже можно взять в лавке освященное масло, можно прийти на молебен. Люди спрашивают, а зачем? Я не понимаю, зачем, я же причащаюсь, я принимаю в себя Тело и Кровь Христовы, зачем мне вот это все? Для чего мне это? Для чего мне в доме десятки маленьких иконочек, когда я все равно не читаю перед ними каждый день какую-то молитву? Они просто как какие-то обереги, что ли, у меня дома висят и меня охраняют? У людей практикующих, простите за это слово, частое причастие, эти внешние остальные формы отходят на второй план. Это то, что я вижу. А запивать таблетку святой водой? Ну почему нет? Можно запивать, можно пить отдельно. Но мы все уже испорчены в некотором смысле с точки зрения старинного благочестия. Помните, была такая реклама, что банки тоже помогают, если выпить такую-то таблетку; это тоже помогает, если выпить такую-то таблетку; а еще какие-нибудь БАДы тоже помогают, если... И мы этим всем уже пропитаны и понимаем, что лечат нас таблетки. Глобально мы понимаем, что нас лечит Господь Бог, что наши жизнь и смерть, здоровье в его руках, но лечимся мы по большей части всякими таблетками, уколами, микстурами, прививками и всем остальным. А к Богу обращаемся в целом. И это магическое отношение к святыни, надо помазаться маслицем, надо... У нас в храме достаточно часто проходит общее соборование, индивидуальные. На них постоянно достаточно много народу. Это не наши прихожане постоянные, это люди, которые не ходят в наш храм исповедоваться и причащаться, но приходят раз-два в год пособороваться. Здесь, мне кажется, проходит этот водораздел между людьми, которые действительно, по-настоящему живут церковной жизнью, для которых центром духовности является исповедь и причастие, попытка совершать добрые дела, жить в соответствии с евангельскими заповедями, и теми людьми, которые продолжают относиться к церкви, как к некоему поставщику ритуальных полумагических услуг в виде маслица, водички, иконочек, хлебушка. Мне так это видится. Опять же, у меня нет большой статистики даже по московским храмам, я могу судить только по нашему храму.
Марина Борисова:
— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. И как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Поскольку у нас вся неделя проходит под знаком Богоявления, начинается она с воскресенья как бы предварительного, потом непосредственно сочельник и сам праздник. Суббота так и называется «суббота по Богоявлении», 20 января. Мне кажется, что здесь тоже важно вспомнить отрывок из Евангелия от Матфея, который в этот день прозвучит на службе, поскольку мало кто из нас, что греха таить, в субботу посещает литургию.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Вы так за всех-то уж не говорите. Много кто.
Марина Борисова:
— Много? Я счастлива ошибиться. Я немножко на себя, грешную, ссылаюсь. Прозвучит отрывок из Евангелия от Матфея из 4-й главы, самое начало, стихи с 1-го по 11-й. Это искушение Христа в пустыне. Совершенно удивительный отрывок, который сколько ни читаешь, даже сам процесс чтения этого отрывка уже настолько тебя пропитывает. Может быть, это индивидуальное восприятие. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». После этого дьявол поставляет Его на крылья храма и предлагает броситься вниз, поскольку написано, что «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя». Иисус же отвечает: «Написано: не искушай Господа Бога твоего». После этого Его возносит на «высокую гору и показывает все царства мира и славу их» и предлагает, если Иисус поклонится сатане, отдать Ему в управление все, что Он видит. Иисус говорит: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Эти все цитаты из Второзакония, которые для иудеев, которые слышали эти слова от апостола Матфея, были совершенно прозрачны, понятны, и все это было увязано в одну общую картину мира. У нас не так. Мы, может, для общего развития и читаем ветхозаветные тексты, но они не пропитывают нашу жизнь. Поэтому для нас это искушение связано именно с новозаветными понятиями, с новозаветными представлениями о том, что должно и что не должно. Насколько нам важны отсылы к Ветхому Завету и что в принципе мы должны постоянно помнить для себя в нашей жизни?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Во-первых, это прямо конкретная напоминалка. У меня вчера была история, когда я разговаривал в течение часа с одним молодым человеком, который принял крещение полгода назад. И после нескольких недель пребывания в пасхальной радости после крещения полгода в храм не ходил, потому что в жизни его случилось искушение, которое так его внутренне поломало, что он полгода в храм не ходил. И, слава Богу, вчера у нас с ним подробный разговор состоялся. Я ему говорю, что это же искушение, ты разве не читал про искушения Христа в пустыне после крещения? Это действительно, с одной стороны нам показан некий духовный закон, что дьявол от нас не отстанет, и так или иначе в зависимости от величины дара, который мы получаем, будет и соответствующая мера искушения. Во-вторых, мы видим здесь, и для меня это очень важно, что дьявол с Иисусом обмениваются цитатами. У митрополита Вениамина (Федченкова) есть воспоминания о диспуте между православными и старообрядцами, состоявшемся где-то еще в дореволюционные времена. Митрополит Вениамин пишет об этом так: «Я с ужасом увидел, как люди били друг друга словом Божьим, как палками». Здесь мы видим — похожая история, только не со стороны Христа, Который никого не бьет, а со стороны дьявола, который пытается, подсовывая, и просто приводя известные, понятные, широко распространенные цитаты о Мессии, искусить Христа. На что Тот ему другими словами из Священного Писания. Поэтому можем понять, что все эти диспуты между людьми с приведением слов Священного Писания, да с кем угодно, с явными еретиками, с раскольниками или еще с кем-то — это все почти бессмысленное занятие. И конечно, те самые три классические искушения: искушение земным богатством, которое условно символизируется хлебом, успешностью, сытостью; это искушение властью и искушение чудом — никуда от нас не деваются. И независимо от того, сколько нам лет, 5, 15, 35, 60 или 90, так или иначе, мы все подвержены одному из этих искушений, каждый в свое время, о них нужно просто помнить. Эти три базовых искушения: богатством, властью и чудом. Нам бы их, конечно, пройти. И мы видим, как удивительно на этой неделе, начиная с воскресного чтения, с Евангелия от Марка, с проповеди Иоанна Крестителя и заканчивая искушением Христа в пустыне, эта неделя вместила в себя весь смысл первого момента жизни Иисуса Христа с достижением Его совершенного 30-летнего возраста, когда Он выходит на проповедь. Начиная с крещения, слушает, видит, разговаривает с Иоанном, проходит искушение в пустыне от дьявола и дальше выходит в силе духа на проповедь. И начинается то самое.... Здесь же ключевые слова: «Покайтесь и веруйте в Евангелие. Приблизилось Царствие Божие». Это вообще тема отдельной передачи — первые слова Христа, с которых Он начинает проповедь. Мы забываем, что главная Его проповедь это не о чем бы то ни было, а о том, что каждый из нас призван войти в Царствие Небесное.
Марина Борисова:
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Храни вас Господь.
Все выпуски программы Седмица
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.