Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Неделя 24-я по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

* Поделиться

У нас в студии был настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митино священник Стахий Колотвин.

Мы говорили об особенностях и смыслах богослужения в ближайшее воскресение, об иконе Божией Матери «Знамение», а также о памяти святых благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, священномученика Климента, папы Римского, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Серафима (Чичагова).


Марина Борисова:

— Добрый вечер! В эфире еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели, с вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин:

— Добрый вечер!

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждёт нас в церкви завтра, 24 воскресенье после Пятидесятницы и на предстоящей седмице. Как всегда, по традиции мы стараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и из Евангелия, которые прозвучат завтра в храме во время Божественной Литургии. Завтра мы услышим отрывок из послания апостола Павла Ефесянам из 2 главы, стихи с 14 по 22. Начинается этот отрывок словами: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».

Вот о чём речь? Кого с кем примирить? И что должно произойти посредством креста?

Священник Стахий Колотвин:

— Ну для этого надо вспомнить кто ж там с кем поссорился и где это разделение произошло? Если мы вспомним, когда Адам и Ева совершают грехопадение, изгоняются из рая, то есть такие слова, что на них накладываются кожаные ризы. Это не значит, что до этого они без кожи ходили сосудами наружу, нет, это по святоотеческому толкованию как раз некоторая граница преграды между материальным и духовным миром, потому что человек, это уникальное существо, которое в себе объединяет материальное и духовное, больше такого нет, потому что Бог есть Дух, и всё земное — это только материя, ничего в ней духовного нет. И вот человек, объединяющий в себе материальное и духовное, он, отделяясь от Бога, не может в духовном мире ничего благого найти. Когда осаждают ворота, то их заваливают камнями, забрасывают чем-то, можно сказать: зачем ворота заваливать, это ж неудобно, как въезжать-выезжать, товары привозить? Да какие товары? Ничего полезного в эти ворота не пройдёт, только вражеская армия. Точно так же и здесь. Человек был Господом спасён от духовного мира, единственного духовного мира, с которым человек мог теперь в условиях грехопадения контактировать, то есть от мира бесовского, от мира падших ангелов. Интересное явление, что эти кожаные ризы, можно добиться их прорвать, прорвать, накручивая себя каким-то психологическим способом или с помощью материальных веществ, которые влияют на сознание. Всем известно в русской среде печальное выражение: белочка пришла. То есть человек пьёт, пьёт, пьёт, а потом сталкивается с проявлением, с оскалом духовного мира, который не духовный мир, где святые ангелы, а как раз духовный мир, который тебе этот ужасающий оскал показывает, люди вспоминают звериную улыбку. Тоже мы видим, куда проще этого достичь, когда человек употребляет тяжёлые наркотики, галлюциногены использует, то есть действительно ужасающие различные вещи, которыми можно эту преграду преодолеть. В условиях, когда врата Царства Небесного закрыты всё ветхозаветное время, Бог всё равно через пророков обращается, всё равно Бог непосредственно посещает. Можно сказать: почему Бог к пророку, к царю такому-то он не просто благодатью души прикасается, а почему Он ему непосредственно говорит? Почему Он ему как текст диктует, почему у нас сейчас нет таких условий? И более того, не только у нас, а даже у святых новозаветных такого нет? Не приходит Господь к Сергию Радонежскому и не надиктовывает, что делать? Да потому что нет необходимости, мы уже сейчас со Христом в Его Теле и Крови можем соединяться, каждый из нас пришёл, приобщился на Божественной Евхаристии Тела и Крови Христовых за любой Литургией даже в самом простом сельском невосстановленном храме, и тоже он Самого Христа вкусил. Как апостол Павел говорит, что живу уже не я, а живёт во мне Христос. Но чтобы это произошло, чтобы эта граница между духовным и материальным миром была преодолена не во вред человеку, а наоборот, на помощь, на спасение, нужно, чтобы это окошко было проделано наверх, как вот порой человек берёт, он засыпан какими-то камнями, обломками, и ему надо пробить отверстие, но если он его пробьёт не в том месте, то помещение, где он замурован заживо, заполнится песком или заполнится водой, и он однозначно погибнет. Если же он будет пробиваться в нужном месте, то у него будет приток свежего воздуха, возможно ему туда передадут пищу какую-то, услышать его голос и смогут спасти. Так же и человек благодаря Христу, Христос входит на крест, Господь наш Иисус Христос, и, прежде всего, соединяет сам в себе вот этот уже духовный мир божественный, мир Святой Нераздельной и Живоначальной Троицы, воплощается. Для нас это место очень важное, для всего богословия эпохи вселенских соборов, богословии о воплощении Христа, что действительно Господь принёс в человечество божественный мир, мир не просто духовный, а мир нетварный. И вот этого мира может человек прикоснуться только благодаря Христу. Поэтому все разговоры о том, что Бог же один, религии разные, вот какие-то пути к Богу ведут. Они, конечно, ведут, и человек может наугад пытаться куда-то выбраться из подземелья материального мира, нашей временной жизни, нашей мимолётной жизни, которой там жалкие десятилетия, максимум столетие на земле мы может протянуть, чтобы человеку оттуда выбраться, нужно чтобы он в одно единственное спасительное окошко устремился, откуда ему руку протягивает Сам Господь наш Иисус Христос. Мы такие беспомощные, что уже и вылезти сами не можем, поскольку под гнётом таких страстей находимся, Господь приходит и умирает за нас, мотив умирания Христа, его погребения, что Он сам переходит от жизни к смерти, чтобы нас он смерти к жизни вернуть. И результатом этого преодоления становится то, что уже духовный и материальный мир могут войти в контакт между собой, этот контакт будет приносить людям не звериный оскал белочки, зелёного змия, ещё альтернативной версии, кто там является. Но будет приносить радость, такие чувства, что люди, несмотря на то, что их ведут на смерть на арене Колизея, или тяжёлые аскетические труды на себя взимают, то что они терпят какое-то гонение, несправедливость, всё равно они эту радость сохраняют. Или переносят тяжёлые болезни, как Амвросий Оптинский, блаженная Матрона Московская. Откуда люди силы берут и святые, да и мы, простые христиане, порой можем не приуныть в отличие от наших неверующих окружающих близких? Да потому что вокруг, в нашем материальном мире почти всё тяжело, но поскольку мы не только ему сопричастны, а мы сопричастны миру духовному, миру Божественному, Господь вот это окошко не то что в Европу, окошко в Царство Небесное, которое говорится, уже внутри вас есть, евангельские слова, прорубил, благодаря этому мы даже в самой тяжёлой своей земной ситуации можем не унывать, а всё равно радоваться со Христом.

Марина Борисова:

— А теперь посмотрим на отрывок из Евангелия от Луки из 12 главы, стихи с 16 по 21, это очень хорошо, я думаю, многим нашим радиослушателям известная притча о богатом человеке, который собрал хороший урожай и так обрадовался, что сломал старую житницу, в которой стало очень мало места, решил, что построит другие житницы побольше, «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Мне кажется, притча про сегодняшний день, но евангельские притчи, как правило, все такие, но это уж очень на фоне нашей незаканчивающейся пандемии, на фоне очень многих вещей, от которых приходится отказываться, потом подумаешь и скажешь, как хорошо, что мы от них отказались, в общем, есть о чём подумать на фоне этой притчи.

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно, мы видим, что вот вроде, ой апостол Павел так возвышенно говорит, а Христос говорит так просто. Это не случайно. Потому что апостол Павел обращается уже к христианам, к тем людям, которые стараются по-христиански жить, а Господь обращается к каждому человеку, который ещё о христианстве вроде бы и не задумывается. Господь порой даже говорит, не иди за Мной, а просто не иди хотя бы в противоположную сторону, уже будет нейтральный результат, лучше, чем отрицательный. Как раз этот призыв Христа, даже если его толковать в самом простом таком земном обличье про богатство, про погоню за ним, показывает нам и о нашей смертности, что богатство, ничего заработанное, в том числе человек может сказать: нет, не только богатство, мне важны слава, почёт, уважение, талант, ничего ты не унесёшь, даже если ты великий художник, картины после тебя остаются, но всё равно ими ты не завернёшься, даже если завернёшься, никак они тебе на том свете не помогут. Поэтому для каждого человека, который следует за Христом, эта притча актуальна. Ещё стандартная ошибка: ну я же бедный человек, сейчас я богачей поругаю, какие они злые, жадные и тоже в Царстве Небесном окажусь, просто оттого, что я более ленивый, чем какой-то человек, который по 14 часов или по 18 в сутки работает. Конечно, речь не об этом. Речь идёт о каждом человеке. Как мы молимся: «Отче наш, хлеб наш насущный даждь нам днесь». Мы действительно и трудимся, и просим Господа, чтобы всё необходимое Он нам для жизни обеспечил. Ведь, по сути, у каждого из нас этот урожай в жизни появляется, мы всё необходимое получаем, и Господь говорит нам: "Вот я о тебе позаботился. Теперь у тебя есть, что есть, что пить, на что развлекаться, на что в отпуск ездить и так далее. Ну теперь-то ты обо Мне задумаешься? Теперь для души ты что-нибудь сделаешь? Я же тебе помогаю, хочу, чтобы ты Царствие Небесное наследовал. Ты говоришь: «Нет, Господи, не до Тебя, сейчас я планы поменяю, если это пришло, значит надо продолжить, реинвестировать, в этой погоне, суете, мы отказываемся, чтобы выпрыгнуть из этого беличьего колеса. Господь видит, зачем тратить силы дальше на эту беготню? Куда проще нас из этого беличьего колеса выдёргивать радикальным способом, призывая нашу душу к ответу, потому что в этот момент мы уже и на земле потрудились, чего-то уже достигли, и для души, пусть и не очень высокой вершины, но всё равно ещё, пока, по крайней мере, отпасть не успели, только запланировали. Именно поэтому сейчас мы смотрим, во время коронавируса какой-то человек умер, и кажется, да нет, он же хороший человек, он же столько всего доброго сделал, он такой был заботливый, так Господь же его тоже ценит. Он просто видит, что дальше человек не по заботе пойдёт, а будет только ломать и строить новые житницы, пусть в своём микроскопическом масштабе.

Марина Борисова:

— Напоминаю, в эфире еженедельная субботняя программа «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митрине священник Стахий Колотвин и, как всегда, по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. На следующей неделе, 6 декабря, у нас память благоверного князя Александра Невского, а 7 декабря память великомученицы Екатерины. Удивительным образом сошлись рядом два этих святых, и два основных и первых ордена Российской империи. Один — орден Александра Невского учредила Екатерина I, а орден святой Екатерины учредил сам Пётр, который предполагал, что это будет орден в единственном числе, предназначался он его супруге Екатерине I, в благодарность за то, что она помогла ему самому вместе с армией спастись в провальном для него Прутском походе, где по одной из версий она в качестве взятки отдала все свои драгоценности, чтобы можно было каким-то образом договориться с турками о том, чтобы отпустили практически уже попавшую в плен армию. Но потом этот орден стал самым почётным, вручавшимся самым знатным дамам Российской империи за особые заслуги перед Отечеством. Что собственно можно сказать и об ордене Александра Невского, парадоксальным образом, возрождённым в самое безбожное время, в 1942 году, во время войны. Это был практически первый из старых орденов, который возродил Сталин во время войны. Давайте напомним нашим радиослушателям о тех святых, в честь которых эти ордена были учреждены.

Священник Стахий Колотвин:

— Безусловно, Александр Невский фигура уже полулегендарная, причём не только в современной политической пропаганде, и не только в конце19 века, когда он был небесным покровителем сразу трёх императоров за одно лишь столетие, поэтому строились в большом количестве Александро-Невские храмы, и не только, и в предшествующие века. Но правда жизнь и летописные некоторые записи об Александре Невском постепенно, достаточно быстро заменились на житие, а житие подчиняется своим канонам, которые как некоторая жанровая особенность формирует уже такой статичный образ, рифмующийся с другими благоверными князьями, с другими благоверными царями древности, не обязательно русскими. Ну если мы оглянемся и посмотрим на Александра Невского, то тоже вот вроде считается, что он в Переславле-Залесском родился, но тоже наверняка утверждать нельзя, а вроде его отец там правил, значит там и родился. То, что Александр Невский оказался в таком юном возрасте на княжении в Новгороде, но тоже, насколько он сам мог там войско возглавлять, а насколько он был просто некоторым символом тех людей, которые под его началом формально были, а насколько дружинник, его воспитатель реально роль как командира воинства имел, тоже дело отдельное. Тем не менее вот орден как знак добродетели, как некоторая награда нематериального характера, конечно, учитывая, что в них используются драгоценные металлы, камни, они имеют некоторую стоимость как ювелирные изделия. Тем не менее орден имеет некоторое измерение возвышенное, он отмечает какую-то заслугу благодарностью не материальной, а некоторым уважением. Ордена, это некоторое позднее явление в России, их Пётр I учреждает эти ордена как некоторое уподобление западу. Если мы посмотрим, то на западе, ордена — это некоторые объединения. Прежде всего, объединение людей, которые либо были монахами, монашеские католические ордена, причём началось это не в католицизме, а ещё до разделения церквей, они были объединены некоторой общей целью. Либо это были ордена военные, которые сражались с иноверцами, мусульманами, захватившими святой град Иерусалим, либо завоевавшие христианские земли Испании, и тоже это орденами объединялись. То есть на нашу почву православную пришло немножко инородное явление, но поскольку оно немного абстрагировано было от непосредственно религиозной православной жизни, то никакого ущерба оно не нанесло. Просто это был некоторый знак, некоторый символ почёта, церемониальная вещь, которая выделяла его носителей среди остальных и поощряла других людей жертвовать собой, предпринимать какие-то усилия, тоже со славу не только Отечества, не только себя любимого, но и что очень важно, кому же посвящены ордена? Во славу святого человека, во славу благоверного князя Александра, со славу великомученицы Екатерины. Тоже, конечно, популярность, как у нас 19 век прошёл под символом императоров Александров, много у нас Александровских храмов, точно так же 18 век прошёл с двумя Екатеринами, которые тоже оставили нам благодаря этому множество Екатерининских храмов 18 века, и тоже можно сказать новую моду ввели на это имя в русской среде. Мы не знаем, что в Древней Руси как-то особенно это имя было популярно в отличие от 18 века и далее 19 века. Если мы оглянемся на мученицу Екатерину назад, то тоже вспоминаем великомученица. Я в детстве думал, что великомученица — это кого сильно пытали, а мученица — это кого средне пытали. А на самом деле, всё сословие. Кто богатый, знатный, тот великомученик, вот такое кастовое подразделение, а кто небогатый, незнатный, даже если перечень каких-то пыток, к которым тоже надо относиться весьма условно, потому что это житийный канон, они писались по образцу и кочевали из одного жития в другое, тот значит уже просто мученик. Ну а великомученица Екатерина для нас тоже и для меня как-то тоже важна как святая, которая обладала не только красотой, но и образованностью, потому что Господь берёт и венец творения человека, а венец в творении человечества, это, конечно, женщина, потому что Адам, а потом из его ребра более совершенное творение — женщина появляется, это можно сказать изумруд на венце творения. И вот, когда ты видишь женщину, которая не только прекрасна, но и образована, начитана, разбирается в науках, то это вдвойне как-то восхищает сердце, сподвигает на какие-то новые свершения. То, что великомученица Екатерина сумела влюбить в себя человека-мучителя, тоже человека знатного, способного, талантливого, достигшего административных должностей управленческих, тоже показывает, что сама по себе любовь, если она не основана на христианстве, она быстро превращается в самолюбие, и она несёт смерть и разрушение. Потому что как мы смотрим, любовь Екатерины к своему небесному Жениху Христу, она, конечно, приближала её к Богу. Любовь её мучителя и гонителя, наоборот, отделяла его от Бога, приближала его к духовной смерти, к рабству сатане. Когда мы глядим на Екатерину великомученицу, мы понимаем: да, конечно, мы благодарны одной и другой императрице, что такие красивые храмы были построены, что такие ордена есть, но стараемся в нравственной жизни подражать всё-таки великомученице, а не одной и уж тем более не второй императриц, которые да, увы, особой нравственностью похвастаться не могли.

Марина Борисова:

— Ну смотрите, Александр Невский понятно, он русский князь, можно по-разному относиться к его житию, можно искать исторические источники, но он свой, плоть от плоти, кровь от крови. Но казалось, бы святая великомученица Екатерина, это начало 4 века, это гонения императора Диоклетиана, это так далеко, и почему именно русским считался монастырь святой Екатерины на Синае?

Священник Стахий Колотвин:

— Ну на самом деле, имя и Александр для домонгольской Руси редкое, возможно и крестили детей, но никто его не носил как имя основное. В домонгольской Руси князья, в практике было, что именовались языческим именем, ну как князь Владимир в крещении был Василий, а Борис и Глеб — Роман и Давид, а Всеволод Большое Гнездо построил Дмитриевский собор во Владимире в честь своего покровителя великомученика Димитрия Солунского. А вот великий князь Александр Невский уже носит имя Александр, и для вот такого ещё потихонечку за века перестраивающегося языческого самосознания не до конца пережитому русскими князьями, тоже была важно отсылка не только к древнему мученику Александру, но и, конечно, к Александру Македонскому, как к герою, завоевателю, герой, который изображался, в частности, и в раннехристианских есть интересные барельефы, изображения на фресках: вознесение Александра Македонского, которого грифоны на небо поднимают, тоже так перекликается со сценой вознесения Христа. Тоже мы видим, как вот такие легенды проникают языческие даже на стены христианских храмов. Поэтому в данном случае, то, что так люди оглядывались на Александра Невского, здесь, конечно, есть некоторые факторы тоже исторической преемственности, он не просто наш великий князь, он борец с варварами, защитник цивилизации, вот Александр Македонский в небольшой Македонии, он сокрушает её врагов, Персидскую империю, которая объединяет множество народов и, как волны, они накатываются на оплот цивилизации, культуры, оплот вот этих предвозвестников христианства в языческом мире древнегреческих философов. Точно так же и Александр Невский мыслится как противостоятель этой страшной монгольской угрозе. Тем более спустя века, когда уже даже присоединено Казанское ханство, Астраханское, Сибирь уже осваивается, всё равно идут нападения: со стороны крымских татар, которые доходят до Москвы то и дело, идут нападения со стороны Османской империи, тем же самым Персидским царством потихонечку начинается битва, с которыми Александр Македонский тоже сражался. Это тоже накладывает своей отпечаток, не говоря о том, что и богоборческая власть к его примеру обратилась, потому что он уже именно с немцами западными воевал, тут уже Александр Македонский немного померк, но зато наши русские реалии стали более востребованы. Что же касается великомученицы Екатерины, её древнего монастыря, монастырь имеет уникальное значение для всего христианского мира, потому что он с 6 века, когда был основан, ни разу не закрывался. У нас таких монастырей просто не найти. Где мы ни посмотрим древние монастыри в Грузии были периоды запустения, разорения, в Византии то же самое, на Руси в советские годы всё было закрыто, и Троице-Сергиева Лавра закрывалась, а вот если мы посмотрим на монастырь великомученицы Екатерины на Синае, который у подножия горы Синайской, то можно сказать, не было бы счастья, да несчастье помогло. Монахи, которые любили спустя века, такие они были предусмотрительные братия, приезжать на поклон к русскому царю и возвращаться раз в четыре года со всякими богатыми дарами, и на эти дары отстраивать суровые крепостные стены, и переписывать роскошные рукописи, и сохранять древнейшие иконы, нигде нет таких древних икон, как сохранились в Синайском монастыре. Ну точно так же предусмотрительно они обратились и к какому-то далёкому кочевому завоевателю Мухаммеду, который тогда ещё не достиг зенита славы, но тем не менее выдал свой охранный фирман, поэтому в мусульманском окружении ни один даже до сего дня не покушается на монастырь святой Екатерины, потому что Мухаммед успел как-то в момент какого-то своего успокоения подписать охранный лист.

Марина Борисова:

— Вы слушаете программу «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервёмся, вернёмся к вам ровно через минуту, не переключайтесь.

Календарь следующей недели, мне кажется, даёт нам повод сравнить, казалось бы, несравнимых святых. Это священномученик Климент папа Римский, память его 8 декабря, святитель Иннокентий Иркутский, память его 9 декабря и священномученик Серафим Чичагов, его память 11 декабря. Вот такие совершенно разные святые, в разное время, в разных странах, в разных местах географически живших и совершавших какие-то подвиги веры, но мне кажется, их объединяет, то что, как ни странно, они все очень русские, включая папу Римского Климента. Благодаря которому проповедь Кирилла и Мефодия получила благословение и состоялась. Потому что если бы не были обретены мощи священномученика Климента и не привезены ими в Рим, то вполне вероятно их дальнейшая миссия оказалась бы под вопросом, слишком много у неё было противников.

Священник Стахий Колотвин:

— Действительно Климент папа Римский святой, который на нашей русской земле принял мученическую смерть, только тогда об этом никто ещё не догадывался, потому что это была далёкая северная суровая территория Черноморья, полуостров Крым, Таврида, дикие негостеприимные края, куда из тёплого солнечного Средиземноморья могли сослать только самых упорных преступников, вот в том числе христианских епископов.

Марина Борисова:

— Инкерманские каменоломни.

Священник Стахий Колотвин:

— То, что священномученик папа Римский, его мощи были обретены равноапостольными Кириллом и Мефодием, тоже, на самом деле, это удивительное историческое совпадение, которое для человека неверующего случайность, а для человека верующего, конечно, промысел Божий, мы знаем, что Кирилл и Мефодий направлялись со своей миссией как люди образованные, как люди, имеющие полемический талант, готовы были к спорам. Они отправлялись и к арабам, отправлялись с миссией христианской в Хазарский каганат, чья верхушка была иудейской, тоже такое интересное государственное образование, которое спустя столетие было разгромлено великим князем Святославом, что они если бы не оказались в этой безуспешной миссии в Хазарский каганат, они бы через эти края и не заинтересовались местом почитания священномученика Климента и его честными мощами, потому что кажется: ой, неудачно, хазарская верхушка выбирает между исламом, между христианством и выбирает совершенно неожиданно иудаизм. Что ж радостного в такой миссии, которая завершилась ничем. Тем не менее Господь их туда послал, чтобы они мощи эти обрели и, понятное дело, не было у них задачи в Рим эти мощи отвезти, потому что на протяжении веков, мы календарь открываем и видим: перенесение мощей какого-то древнего святого. Чаще всего это перенесение мощей в Константинополь, потому что мощи берут из города, где святой жил, пострадал, где они хранятся веками, но наступают мусульманские завоеватели или арабы, или затем турки и эту святыню спасают и увозят в столицу, в последний оплот. Поскольку Кирилл и Мефодий почти сразу проследовали уже с миссией, которую тоже Византийская империя поддерживала, почему нужно было отправлять с проповедью христианства уже, в принципе, ко христианам мораванам, к славянам? Вроде они и так христиане, они очень образованны, они очень просвещённые. Потому что Византия использовала вот эти миссионерские усилия как некоторые дипломатический внешнеполитический инструмент, потому что человек, который будет солидарен восточному православному христианству не будет угрозой для границ, а будет, наоборот, верным союзником Византийской империи. То, что Кирилл и Мефодий в итоге с этими мощами оказались в Риме тоже стечение обстоятельств, потому что если бы не возникли эти существенные проблемы, не возник этот конфликт с немецкими миссионерами, с западными, ещё не было разделения на западную и восточную церковь, то они вряд ли бы отправились в Рим. Тоже мы смотрим, ой какая случайность, не должно этого быть. Но таким образом, поскольку мы сейчас вспоминаем не Кирилла и Мефодия, а священномученика папу Римского Климента, мы видим, что Господь ведёт своего угодника обратно в его родной город, родной, потому что именно там он был главой Церкви, преемником апостола Петра на римском епископском престоле. Благодаря цепи совершенно случайных исторических событий, которые никто не мог предсказать, эти мощи не остались в Причерноморье, эти мощи не оказались в Константинополе, а попали именно в Рим. Это удивительно. Климента папу Римского очень почитали в древней церкви, в частности, многие церкви считали два его послания входящими в состав Нового завета. В этом не было ничего удивительного, потому что Климента папу Римского можно внести в число апостолов от 70-ти. Среди многих учеников апостолов от 12-ти, например, мой покровитель апостол Стахий, он был учеником Андрея Первозванного, первый епископ Византии, то есть апостол во втором поколении, он почитается как апостол. Климент папа Римский точно так же является учеником и преемником апостола Петра, почему ему отказывают в апостольстве от 70-ти? Ну как-то его подвиг священномученичества апостольские труды затмил, и мы его почитаем как священномученика, но в принципе, да, он всё равно наравне с апостолами проповедует, благодаря тому, что его не сразу казнят, что тоже удивительно, а отправляют в ссылку, возможно сыграло роль его знатное происхождение, возможно повлияли какие-то влиятельные сенаторы-христиане, которые не могли уберечь его от каких-то репрессий, но сохранили ему жизнь, его как старца не казнили, а отослали куда-то там за тридевять земель. В том числе пожилые люди могли не перенести дорогу, качку, условия тяжёлые дальнего морского путешествия и сурового северного климата. Тем не менее этот человек, по сути, равноапостольный муж всё равно возвращается в свой город, поэтому мне бывает очень обидно, когда в докоронавирусное время русские люди тоже Рим очень любят. Когда приезжают туристы, все бегут к Колизею, ну развернитесь, пройдите чуть-чуть налево, буквально пять минут пешком и вот эта базилика, где покоятся теперь мощи святого равноапостольного Кирилла, того самого, который нашёл мощи Климента папы Римского, где вот эти чудесные три яруса: барочная церковь, нижний ярус древний 11 века и внизу вот это языческое святилище, которое послужило основанием, и из него уже христианское истинное богопочитание произросло.

Марина Борисова:

— Что касается совпадений и переплетений в жизни нашего следующего святого, о котором пойдёт сегодня речь, это святитель Иннокентий Иркутский, там этого было с избытком. Наверно, его тоже, если не по историческому месту, то по сути его служения тоже можно назвать апостолом, поскольку он был первым из христианских православных миссионеров на Дальнем Востоке, там получилось, но вообще, совершенно парадоксальная судьба, это конец 17-го, начало 18-го века, рождается человек в Черниговской губернии, прекрасная, тёплая, благодатная земля, все возможности получить хорошее образование духовное, всё чудесно. Потом его как образованного монаха требуют в Москву, он там становится префектом славяно-греко-латинской академии, потом в Петербург, всё замечательно складывается, и тут он попадается на глаза императора, который решает, что такого учёного монаха нужно послать с миссией в Китай. Вот такая была у императора фантазия. Они год добирались эти несчастные миссионеры до Иркутска, потом ещё какое-то время до границы с Китаем, где застряли на три года, потому что китайцы в результате так их к себе и не пустили. А поскольку уже в каких-то бухгалтерских книгах было написано, что они посланы с миссией в Китай, никто не мог понять, что с ними дальше делать, то ли их обратно вызывать в Петербург, то ли на месте оставлять. Всё это время они сидели там без денег, без крова над головой, ловили рыбу, нанимались на подённую работу, и что самое важное, изучали местные языки. Вот благодаря этому удивительно русскому стечению обстоятельств началась миссия, когда им в результате разрешили осесть в Иркутске, в конечном итоге учредили особую епархию, началась работа с местным населением, и не было бы её, если бы всё так нелепо не случилось с этой миссией. Удивительно, что денег им так и не заплатили, до самой смерти Иннокентия он денег из консистории по всяким бюрократическим проволочкам так и не получил. Первые деньги пришли, когда он уже умер. И вообще вся эта история ужасно российская.

Священник Стахий Колотвин:

— Святитель Иннокентий, вот мы говорили про священномученика Климента, его можно считать мужем апостольским фактически, как апостола от 70-ти, по крайней мере, равноапостольным святым, святителя Иннокентия тоже можно почитать как равноапостольного, поминать перед всеми другими святыми, потому что любой человек, который потрудился для проповеди Христа среди ближних, он, конечно, уподобляется апостольскому подвигу, именно апостолам Господь сказал, что сядете на 12-ти престолах судить 12 колен израилевых, то есть такое право даже кого-то судить, у всех остальных, как мы помним, права такого нет, нам Господь сказал: кто такой, чтобы судить чужого раба, перед своим господином стоит и падает, а господин у нас, конечно, только Господь Иисус Христос. Поэтому тут мы видим, что если человек хочет проповедовать Христа, то он не может сказать: ой, у меня не те условия. Например, тоже кажется: да нет, я бы, в принципе, Христа бы проповедовал и своим близким, и своим родственникам, и своим коллегам, но как-то нет у меня богословских знаний, или да, я бы старался вести себя по-христиански, может быть, люди обратили бы внимание, но это будет лицемерие, поэтому я буду вести себя с ними погано, нагло, настырно или равнодушно, но я же не лицемер, поэтому буду показывать своё нутро. Нет, каждый человек, конечно, призван, если Христова истина в сердце есть, она не может быть сокрытой. Если свечка горит, её не ставят под кровать, как говорит Евангелие, она становится на свешнице, и что тоже, град, который стоит на верху горы не укрыть. Точно так же человек, который уже думает, чтобы Христа хотя бы своей жизнью являть. Пусть даже и без каких-то дополнительных слов, всё равно он Христа будет проповедовать, и это искусственно останавливать нельзя. Сейчас, конечно, если ты будешь проповедовать Христа и пытаться приставать на улице к кому-то: ой, давай я тебе о Христе расскажу, это будет немножко странно. Однако взять и записать радиопередачу или в интернете там что-то опубликовать, как раз найдёт свою аудиторию, поэтому некоторый опыт святителя Иннокентия может пригодиться каждому христианину в наши дни. Да, где-то этот опыт будет связан с трудностями, но всё-таки это он великий подвижник, нам Господь, чувствуя нашу слабость, таких трудностей не посылает. Но в том относительном комфорте, который у нас есть, мы должны помнить, что где Господь нас в жизни поместил, там вокруг нас, по нам, люди должны не хулить имя Христово, потому что сказано, горе тому, ради кого имя Христово хулится среди язычников, там среди атеистов, можно сказать. Именно являть собою образ Христа, в своей повседневной жизни.

Марина Борисова:

— Ну и хотя бы в двух словах хочется упомянуть удивительного нашего святого священномученика Серафима Чичагова, которому мы обязаны стольким, хотя бы прославлением преподобного Серафима Саровского. Вообще, человек удивительный, окончил Пажеский корпус, Михайловскую артиллерийскую академию, награждён 12-ю российскими и иностранными орденами, то есть блестящий военный, полковник уходит в отставку, и дальше начинается совершенно другая жизнь, причём она совершенно другая во времена империи, и ещё новый виток совершенно другой жизни уже при советской власти. Помимо летописи Серафимо-Дивеевской обители москвичи могут ещё одно, оставшееся в вечности послание отца Серафима увидеть в Ильинском храме Ильи Пророка в Обыденском переулке, в который входите, и вас встречает Христос, в хитоне, босой, с раскрытыми для объятия руками. Вот эта икона — память нам всем о священномученике Серафиме Чичагове.

Священник Стахий Колотвин:

— Я бы хотел вспомнить, когда я был относительно маленьким ребёнком, к нам в классическую гимназию при греко-латинском кабинете, которая тогда располагалась неподалёку от метро «Спортивная», к нам пришла внучка священномученика Серафима игуменья Новодевичьего монастыря, который она возрождала, восстанавливала, и тоже она делилась своими воспоминаниями. Поскольку возраст у меня был детский, в районе 9 лет, я ничего содержательного не запомнил вообще. Но саму встречу, и как-то меня очень впечатлило, что... ну монахиней и даже игуменьей с крестом меня было не удивить, ну да я вырос в церковной семье рос. Но что пришёл человек, который является внучкой того самого святого, о котором я тогда, конечно, мало представления имел, тоже меня в детстве вдохновило. На самом деле, в самые разные периоды жизни и периоды этой службы и период борьбы за прославление Серафима Саровского, причём пришлось бороться ни много-ни мало с главой административной русской церкви с обер-прокурором Синода, могучим Победоносцевым, тоже таким крайне неординарным человеком, что тоже, конечно, эту роль сыграло роль и почитание и со стороны императрицы, и царя императора в решении о прославлении, конечно, финальный аккорд, когда человек не мог уже стоять, его и на расстрел уже на скорой помощи привезли, его просто привезли на инвалидной коляске, он был глубокий старик, он сам не мог стоять у стены, его подпирать приходилось, чтобы расстрелять. И тоже вот эта вся абсурдность гонений, особенно на фоне того, что как сам священномученик Серафим говорил, что сколько гонений было, а Церковь Христова стоит, и это говорит человек, который сам на ногах стоять не может. Дорогие братья и сестры, пока ещё мы можем стоять на ногах, если мы не чувствуем, что каким-то исповедническим подвигом можем прославить Христа, то будем просто усердны, и в своей службе какой-то военной, гражданской, в частных каких-то структурах, как это делал молодой будущий только священномученик, будем так же на сдаваться в борьбе за доброе дело, дело полезное, как он не сдавался в деле прославления старца Серафима, ну и, конечно, когда где-то болезнь наваливается, и презрение, и гонение со всех сторон, всё равно будем стойкими, верными, со Христом. Тогда точно также со Христом такую тройную радость как священномученик Серафим на Небесах обязательно получим.

Марина Борисова:

— Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица», в студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. Как всегда, по субботам мы говорим о смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. На наступающей неделе у нас будет праздник в честь иконы Божьей Матери «Знаменье» — 10 декабря, мне хотелось бы поговорить об этой иконе, это тоже такой удивительный пример, как древнейшие святыни становятся такими исконно русскими что ли. Потому что изображение Богородицы с молитвенно поднятыми руками и на её груди на фоне круглого щита благословляющий Богомладенец, это одно из самых древних изображений иконописных, поэтому трудно даже сказать, к какому веку она относится, но на Руси эта икона совершенно особый смысл обрела в 1170 году. История о чудесном знамении от новгородской иконы, когда войска князя Андрея Боголюбского осадили Новгород и было понятно, что город удержать не удастся. По преданию, на третью ночь осады архиепископ Илия услышал голос, повелевший ему вынести из церкви Преображения на Ильинской улице икону Богородицы и обнести ею крепостную стену. И когда этот крестный ход на стене появился, естественно, кто там поймёт на отдалении: крестный ход или просто какие-то люди идут, естественно, стали стрелять из луков по тем, кто двигался по стене, одна из стрел по преданию попала как раз в икону. Там даже остался след от этой стрелы, и, по преданию, из глаз Богородицы полились слёзы, и она обратила лик к народу новгородскому, отчего соответственно войско Андрея Боголюбского пришло в оторопь, потом ретировалось от города. Это история чисто русского предания. И именно в память об этом событии был установлен праздник в Русской Православной Церкви. Как это всё происходит, как происходит адаптация православным сознанием одной страны опыта передачи святого содержания совсем в других условиях?

Священник Стахий Колотвин:

— Если мы посмотрим, то почитание Пресвятой Богородицы, её изображения, они, конечно, не были самостоятельными. Изображались события из жизни Христа. Три основных типа Пресвятой Богородицы, это Умиление, Путеводительная и как раз Одигитрия. Умиление — это когда Младенчик Христос совсем маленький прижимается к Своей Маме, Богородице, как икона Владимирская, это изображение сцены Рождества, вот Христос только родился, на руках у Богородицы. Богородица Одигитрия, которая показывает уже подросшего Христа у Себя на коленочках, это сцена поклонения волхвов, приходят цари земные, кланяются Царю Небесному. Но самое торжественное, самое могущественное, можно сказать, изображение Богородицы в нашем земном плане, это, конечно, Богородица Знамение — Оранта. Она не просто воздевает руки и молится, потому что это Богородица из сцены Вознесения Христова, потому что, если мы посмотрим на икону Вознесения парадоксальным образом Христос будет маленьким, возносящимся на облаках, и только Богородица будет по центру композиции стоять. И собственно, убрав это верхнее изображение Христа, ангелов, апостолов, мы получаем икону Божьей Матери Знамение. Почему Её любили как раз помещать на хоругви, икона Божьей Матери наша Новгородская, это хоругвь: двухсторонняя икона, у которой было древко, то есть никогда не подразумевалось, что она будет где-то на стене, а именно для шествий, для процессий, в том числе даже для некоторых военных процессий. Что действительно уж Богородица, сейчас Её Сын уже не младенец, не царь, а Сам Бог, вот она уж точно наш город заступит. То же почитание Пресвятой Богородицы как этого образа пронизывает всю эту географию. Если ты проезжаешь Великий Новгород, когда ты идёшь любоваться чудесными фресками Феофана грека в церкви Спаса на Ильиной улице, вспоминаешь: ой, вот отсюда начинался Крестный ход, рядом с Преображенским храмом находится такой большой солидный знаменский собор, за монастырской, можно сказать, стеной, но видно, что это уже более позднее явление. Уже столетия прошли, пока его построили и тоже некоторый пафос Знаменского собора с аскетизмом и идеальной простотой вот этого Преображенского храмика, они чудесным образом и контрастируют, и дополняют друг друга. А если ты оборачиваешься и идёшь по этой Ильинской улице, ты как раз подходишь к тому месту, где сейчас пешеходный мост, а в древние новгородские времена был единственный мост, соединяющий две стороны города: торговую и софийскую. И собственно в день иконы Божьей Матери — вот эта процессия, крестный ход всегда проходил, и то, что сейчас икона находится именно в Софийском соборе, именно там можно поклониться и можно сказать, это некоторая остановочка, да, Знаменский собор пока музей. Да, Спас на Ильине — это тоже музейный храм, только Софийский собор сейчас действующий храм, и именно там находился. Но это тот же самый Крестный ход, которым несли икону в момент осады уже суздальским войском, потому что вот с этой западной несли к тем стенам, который осаждали войска, которые призваны были и присланы благоверным князем Андреем Боголюбским, а защищал Новгород другой благоверный князь. И мы видим: святые между собой не только не соглашались и спорили как древние отцы Церкви, а порой они воевали между собой. Поэтому для нас очень важно, когда мы думаем, как мы торжествуем, как мы правы, как Христос и Богородица на нашей стороне, а кто-то наш противник совсем не прав, допустить, что неправы можем быть мы оба, что раз даже святые люди под образом Богородицы свои войска сталкивали, и православные люди в междоусобной войне друг друга убивали, и всё равно они прославлены в лике святых, несмотря на это. Значит, и наши какие-то ссоры, раздоры, разногласия, возможно их следует отодвинуть на второй план, потому что Богородица нас поддерживает не потому что мы такие молодцы, а просто потому, что она нас любит. Но любит она возможно и нашего противника. И просто сейчас уже идёт борьба не за то, кто лучше, имя Христово какую-то справедливость защитит, а наоборот, идёт борьба в душе нашей, что страсти возобладают и всё христианское в ней угаснет. Поэтому тоже как Богородица на иконе Знамение мы должны прежде всего обращаться к Небесам, к Христу возносящемуся, и думать: да, Господи, Ты вознёсся, Ты уже не рядом с нами, но мы всё равно чувствуем, что ты рядом стоишь, и я сейчас буду поступать, говорить и действовать как будто Ты коснулся моего плеча, и мне не остаётся ничего другого, как где-то смириться, где-то придержать своё мнение, и, конечно, к миру и братолюбию обратиться.

Марина Борисова:

— Ну вот удивительно, что это, казалось бы, местное событие обрело такую всероссийскую значимость, потому что, если посмотреть хотя бы количество Знаменских храмов и монастырей, их огромное количество даже оставшихся, хотя это крохи по сравнению с тем, что было. То есть это местное событие вдруг разрослось до значения для всего православного люда, населявшего Российскую державу.

Священник Стахий Колотвин:

— Для нас особенно удивительно, что вот у нас есть самые почитаемые на Руси иконы, ну вот самая знаменитая — Казанская, потому что наиболее позднее явление и больше всего Ей успели храмов посвятить. Потом Владимирская, в более древние времена на Русь заступила, но всё равно её оригинал в храме при Третьяковской галерее, но самая древняя икона из всех — это Знамение. Знамение — действительно та икона, которая из всех икон Богородицы дольше всего с нами, с нашим русским народом. Хотя и может присутствовать некоторый регионализм: мы из Владимирской области, как мы будем торжествовать, что наших предков победили? А уж учитывая, что Московского княжества тогда никакого не было и по сути московская земля входила с состав Суздальского княжения, тоже на это можно сказать, как мы в столице это будем праздновать? Нет, для нас, конечно, удивительно, как вот эта икона, которая ознаменовала, что Богородице не угодны междоусобные войны, она действительно людей дальше объединяла. Недаром все города хотели обзавестись списком этой Богородицы. Вот в отдельные дни празднуется Знамение иконы Божьей Матери Курская-Коренная, которая стала символом для изгнанников русских, которые были вынуждены покинуть после Гражданской войны с безбожным правительством русскую землю, и вот с собой эту святыню увезли. Есть другие различные списки, то есть каждый хочет к этому прикоснуться. Как рядом с Богородицей стояли апостолы, смотрели на возносящегося Христа, и, конечно, каждый русский человек тоже хочет присоединиться, встать рядом с Богородицей, на Господа взглянуть.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу, вы слушали еженедельную субботнюю программу «Седмица», с вами были Марина Борисова и наш сегодняшний гость настоятель храма Воздвиженья Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин. До новых встреч, поститесь постом приятным!

Священник Стахий Колотвин:

— С Богом!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем