Впервые я побывала в Дивеево в шестнадцать лет. Было лето, и помню, что меня поразило изобилие монастырского урожая: маленькие яблони стояли, наклонив до земли ветви, усыпанные плодами. По всей обители распространялось благоухание цветущих роз, а канавка Богородицы была засажена кустами крыжовника с огромными ягодами. Рай на земле. И я пообещала себе, что обязательно вернусь в монастырь снова.
Прошло много лет. Я периодически вспоминала о своём обещании, но всё не складывалась поездка: то учёба, то работа, то встречи, которые не могла отменить. Не могла ли? А может не больно то хотела проводить вожделенные выходные на долгих монастырских службах? Совершать духовные усилия — это ведь ох как не просто! Куда проще бывает физически потрудиться, чем помолиться. И начинается самообман: не могу я, Господи, поехать в монастырь сейчас. Да и просто в храм даже зайти не успеваю — вон сколько дел ещё, Ты же видишь. Я потом, Господи, ладно?
А потом часто происходит так, что все идёт не по плану, и вот уже эти неотложные дела погребают тебя под своей тяжестью. Ведь когда истощаются духовные силы, то и душевные, и физические тоже приходят в упадок.
Так произошло и со мной. Придавленная проблемами, я вдруг вспомнила о том своём давнем обещании, и решила, что поеду в Дивеево, чего бы то ни стоило. Удивительно, как легко удалось перенести те самые якобы неотложные дела.
Новая встреча с обителью спустя столько лет была настолько тёплой и радушной, что показалось, будто я никуда не уезжала. Вокруг — всё та же красота и ощущение Рая на земле. А еще — покой, от которого я в миру отгораживалась кучей дел и забот. Сама себя обкрадывала, получается.
В ту поездку стало очевидно, что что если у меня в жизни Господь будет на первом месте, то всё остальное — на своём. Ведь вот, перед глазами живой пример — монастырь. Где Бог — в центре жизни, и она в соответствии с этим выстроена.
Стою на службе и невольно задаюсь вопросом — а в моей жизни Богу какое место отведено?
Христос смотрит на меня с иконы, и молчит. Ему ответ известен. И я молчу, не смея от стыда поднять головы. Потому что редко, преступно редко живу так, чтобы в центре бытия был Христос. А ведь я в Церкви с детства. Была на этот путь веры заботливо поставлена родителями. И, в отличии от многих, кто этот путь искал или ищет всю жизнь, я знала о нём с самого начала.
Мне, как и каждому, кто вырос в верующей семье, столько всего дано изначально, просто так. За это другой спрос и другая мера ответственности совершенно.
Тут не скажешь: я не знал. Тут только скажешь: я знал. И я знаю сейчас. И каждым своим выбором подтверждаю это знание. Тем страшнее каждый мой выбор не в Твою пользу, Господи. Помоги же мне помнить об этом, и ничего не ставить превыше Тебя!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.