Кол., 257 зач., III, 4-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди, особенно молодые, стремятся стать известными и мечтают о славе. В то же время, христианский подход, как кажется, предполагает, что к славе стремиться опасно, так как она тщетна и мешает человеку правильно оценить своё духовное состояние. Но могут ли верующие стремиться к славе и в чём эта слава должна заключаться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колосянам.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Порой на публичных встречах с людьми мы обсуждаем современные представления о смысле и целях жизни. Каковы они для современного человека? Взрослые обычно говорят о семье, детях, о самореализации. Но недавно я встречался с подростками, и они очень чётко выделили то, что можно было бы назвать современными трендами: люди больше всего стремятся к богатству, славе и власти. Кажется, ничего необычного, ведь это вещи практически очевидные. Но понимаем ли мы опасность такого подхода, ведь все не могут быть богатыми, все не могут быть знаменитыми или обладать властью... А если это так, получается, что по определению все не могут быть счастливыми, не могут достичь цели, к которой стремятся.
Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит христианам: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. То есть сама по себе прославленность не плоха, вопрос только в том, чем человек прославляется и как это воспринимает. В чём особенность светского понимания славы? Сегодня для нас она связана с исключительностью, ведь нельзя прославиться чем-то обычным. Слава даёт человеку ощущение превосходства над другими людьми в той или иной сфере, позволяет ему гордиться, смотреть на других свысока. Кроме того, человек, который чем-то прославился, воспринимает славу на свой счёт, считает, что он прославился в первую очередь благодаря себе. У него могут быть учителя, тренеры, наставники, но славы добился именно он. В итоге, в таком понимании славы ярко проявляются последствия грехопадения, в которых человек ревниво закрывается от всех. В чём же специфика христианского понимания славы? Во-первых, она самым глубоким образом связана с Богом как источником человеческой жизни и тех даров, которыми мы обладаем. И, во-вторых, слава заключается не просто в чём-то особенном и выдающемся, но в раскрытии тех даров, которые дал нам Бог. Можно даже сказать, что в первую очередь христиане говорят о славе Божией, которая проявляется в мире через человека, достигшего полноты духовной жизни.
Понимая это, апостол Павел не просто предрекает ученикам явление их во славе вместе со Христом. Он подробно говорит о том, как они этой славы могут достигнуть. Оказывается, что для того, чтобы прославиться в подлинном смысле слова человеку нужно умертвить в себе грех: отказаться от всего, что связано с блудом и нечистотой, а также накоплением богатств, в котором человек служит себе как идолу. Для современной цивилизации, в основе которой лежит гипертрофированное внимание к теме пола и богатства, уже это может быть настоящим вызовом, но апостол продолжает. Оказывается, нужно не только навести порядок в телесных и душевных желаниях, но и прекратить всякие распри, связанные с гневом, яростью, злобой, злоречием и ложью. Иными словами, человек призван нравственно обновиться и возрастать в познании воли Божией о себе. Достигая подлинной славы, он не будет противопоставлять себя другим людям, не будет стремиться возвыситься над ними, но будет стремиться к подлинному единству с ними во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер