Как жили монастыри конца XIX — начала ХХ века? Таким вопросом однажды заинтересовалась монахиня Евфимия (Пащенко) — наша современница, известная писательница и краевед. Тщательно изучив сотни архивных документов, матушка Евфимия увлекательно и просто рассказала о повседневном быте православных обителей прошлого и позапрошлого столетий в своей книге «Тайны монастырей».
Автор родом из Архангельска, поэтому, если можно так сказать, «героями» её научно-популярного исторического очерка стали монастыри Русского Севера. В государственных архивах матушка Евфимия обнаружила множество интереснейших документов — как сама она говорит в предисловии, «живых свидетельств»: писем, деловых и послужных записок, канцелярских дел, в которых описывались различные события из жизни северных обителей. На их основе монахиня Евфимия Пащенко составила любопытную и разностороннюю картину монастырских будней. И адресовала свою книгу «Тайны монастырей» отнюдь не только специалистам-историкам, а самому широкому кругу читателей.
Автор показывает нам монашескую жизнь с разных сторон. Например, рассказывает о том, как велось монастырское хозяйство. Ведь обители, как правило, сами обеспечивали себя пропитанием. Например, Успенский монастырь в Холмогорах владел 17-ю гектарами пахотной земли, с которой монахини ежегодно собирали почти по тонне ржи и ячменя. А Сурский Иоанно-Богословский монастырь славился своими огородами. Там были даже теплицы — по тем временам настоящая инновация! Посмотреть на диковинку в обитель приезжали даже журналисты. Так, например, корреспонденту газеты «Архангельск» игуменья Порфирия (Глинко), рассказывала, что уже в мае в монастырских парниках созревают первые огурцы.
Поражает и просветительская деятельность женских обителей Русского Севера. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре, к примеру, существовала специальная «читальня для бесед с народом». В ней любой желающий мог почитать газеты и журналы духовного содержания. А по воскресеньям и в праздники — послушать духовно-нравственные лекции, и даже посмотреть слайды с видами русских монастырей и святынь. Другими словами, монастырская читальня была для крестьян чем-то вроде досугового центра, где они проводили свободное время с пользой для души.
Разумеется, главным в монастырях всегда оставалась вера и духовная жизнь. Матушка Евфимия (Пащенко) рассказывает о 59-летней монахине Ущельского Иовского монастыря Агнии (Вяткиной), которая в 1901 году совершила из обители паломничество в Иерусалим. По тем временам — настоящий подвиг: самолётов не было, и поездка занимала долгие месяцы, причём добрую часть пути приходилось идти пешком. Поэтому путешествие к Святой Земле было предприятием трудным и небезопасным, и рассматривалось как свидетельство глубокой преданности Богу.
В книге монахини Евфимии (Пащенко) мы найдём ещё немало других любопытных фактов и деталей из жизни северных обителей позапрошлого столетия. И откроем для себя «Тайны монастырей».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.