— Я собираюсь купить себе платье у Диора.
— Да кто это такой?
— Один из самых известных модельеров в мире. Француз. Живёт в Париже.
— Так ты поедешь в Париж за платьем?
— Точно.
— Если тебе нужно новое платье, иди на Реджен стрит в воскресенье, там как раз сейчас распродажа.
— Я хочу платье от Диор.
— И сколько стоит это твоё платье от Диор?
— Четыреста пятьдесят фунтов.
— Четыреста пятьдесят фунтов? О, Боже!
Ада Харрис, пожилая дама из Лондона, несмотря на почтенный возраст, подрабатывает горничной у богатых и знатных горожан. Иначе и не выжить вдове, чей муж двадцать лет назад пропал без вести на войне. Нет, миссис Харрис не бедствует, и на самые простые вещи ей вполне хватает: на свежее молоко по утрам, походы в кино с соседкой и билет на автобус, чтобы доехать до работы. Но однажды в доме, где миссис Харрис делала уборку, она увидела необыкновенной красоты платья. Хозяйка рассказала, что купила их в Париже, у Диора. С тех пор миссис Харрис потеряла покой. Она во что бы то ни стало захотела приобрести одно из творений знаменитого французского модельера. Чтобы накопить на мечту, перестала ходить в кино, ездить на автобусе, откладывала каждый грош. И наконец, спустя три года экономии, оказалась у дверей французского модного дома Диор. Так начинаются удивительные приключения пожилой англичанки в кинофильме «Миссис Харрис едет в Париж». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Картина — плод совместной работы кинематографистов из Великобритании, Канады и Венгрии — вышла на экраны в 1992 году. Снял её режиссёр Энтони Пуллен Шоу по одноимённому произведению американского писателя Пола Гэллико. «Миссис Харрис едет в Париж» — один из самых известных романов автора. Его неоднократно ставили на театральных сценах. А фильм 1992 года стал первым киновоплощением. Ещё одно предприняли ровно через 30 лет — в 2022 году. С современными техническими возможностями и бюджетом история заиграла новыми красками. Однако и тот, первый, фильм по-прежнему завоевывает сердца зрителей. И это, наверное, неудивительно. Да, в нём меньше погружения в мир моды «от кутюр». Но зато, как мне кажется, глубже и душевнее раскрывается внутренний мир героини.
Простоватая на первый взгляд, Миссис Харрис, которая кажется эксцентричной в своём упорном стремлении заполучить платье «от кутюр», неожиданно открывается зрителям как личность тонкая и многогранная. Впервые мы понимаем, какое доброе у неё сердце, ещё до того, как женщина отправляется в Париж. Однажды прямо на улице миссис Харрис находит... бриллиантовую брошь! Казалось бы — какая удача! Если продать находку, то можно больше не отказывать себе ни в чём, и купить у Диора хоть десять платьев! Но миссис Харрис поступает по-другому. Она обращается в полицию. Владельца драгоценности находят. А женщина получает вознаграждение — 25 фунтов. И кладёт их в свою копилку мечты.
С развитием сюжета открываются всё новые и новые грани души миссис Харрис. Она оказывается способной внести луч света и тепла в чопорный, холодный, а порой и жестокий мир высокой моды. Скромно одетая старушка попадает в общество богатых и знатных клиентов дома Диор. И с некоторыми из них даже заводит дружбу. Например, с министром, маркизом Шассанье. Непосредственная, радушная миссис Харрис становится для него человеком, которому можно открыть душу. В одном из эпизодов Маркиз рассказывает женщине о своей семейной трагедии. Оказывается, после смерти супруги министр потерял связь со своей взрослой дочерью.
— К сожалению, мы с дочерью не общаемся.
— Но почему?
— Луиза вышла замуж против моей воли.
— Моя жена как-то мирила нас, но теперь...
— К сожалению, все в нашей семье ужасные гордецы. С трудом прощают обиды. И моя дочь не исключение.
— Да, яблоко от яблони. Нужно уметь прощать. И нужно иногда уметь обуздать свою гордыню, хоть это и нелегко.
Не только добрым и мудрым словом, но и делом поможет миссис Харрис своему новому другу. А ещё — модели по имени Наташа, славной девушке, которая мечтает о большой семье и жизни на ферме. Не останется равнодушной пожилая англичанка и к проблемам администратора дома Диор, мадам Кольбер, за внешней строгостью которой скрывается ранимая душа. Всё это мы увидим в доброй и светлой семейной картине режиссёра Энтони Шоу «Миссис Харрис едет в Париж». А заодно узнаем, удастся ли героине в конце концов заполучить платье мечты. Кстати, в 1993 году картина получила международную телевизионную премию «Эмми» за выдающиеся костюмы.
Впрочем, актриса Анджела Лэндсбери, воплотившая в картине образ миссис Харрис, говорила, что её героиня на самом деле приобрела не платье, а нечто куда более дорогое. Что именно — увидим в картине «Миссис Харрис едет в Париж» 1992-го года. Фильм полон любви к жизни и людям. Он дарит радостное, даже праздничное настроение. И я от всей души рекомендую его посмотреть.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Яблочный пирог моей бабушки. Ольга Цой
Наверное, можно сказать, мое знакомство с церковью началось с запаха ладана и медовых свечей. Я знала, что в храме тепло и чарующе пахнет, и от этого всегда на душе было спокойно и радостно, когда приходила свечку поставить. А как стала осознанно посещать службы, поняла, что храм — это, конечно, не только дивное благоухание и старинные иконы. Главное здесь — молитва, общение с Богом, Таинства. Но ладан по-прежнему продолжала любить. К тому же у меня появился свой фаворит среди его ароматов.
Тогда наш батюшка часто кадил одним и тем же прекрасно пахнущим ладаном на величание Богородицы. «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим...», — пели мы хором, пока священник обходил весь храм и кадил его. Этот момент службы очень важен, ведь он символизирует пребывание человека в раю, когда Сам Господь ходил по раю и беседовал с человеком.
По храму разливался удивительный аромат свежеиспеченного яблочного пирога с корицей и ванилью. «Яблочный пирог моей бабушки» — так охарактеризовала я запах этого ладана. А позже выяснила, что называется он «Воскресение».
Богородичное песнопение, сам образ Пресвятой Богородицы прочно стали ассоциироваться у меня с этим теплым ароматом. Словно моя бабушка печет пироги с яблоками и меня ждет в гости. И стало вдвойне благодатно молиться на службе. С нетерпением прислушивалась, когда батюшка даст возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!».
Так, с малого, может начинаться путь к Богу. С ладана, красивых икон, благозвучного пения хора. А потом внешнее отходит на второй план. Уже думаешь о покаянии, работе над собой, борьбе со своими страстями, любви к ближнему... Но те, ранние, впечатления остаются в памяти. Первый добрый взгляд, встретивший в храме, приветливое слово, утешительный совет священника.
Мне кажется, это очень важно — чтобы первые шаги человека в храме были наполнены радостными воспоминаниями. Сначала эта радость — простая, житейская от тепла и доброты, но потом она перерастает в подлинно духовную, в осознание великой любви Божьей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Просто поговорить. Анна Тумаркина
Когда я только крестилась, искренне не понимала, для чего православным христианам нужны такие длинные утренние и вечерние молитвенные правила, Последование ко святому Причащению, каноны, акафисты. Я читала в Евангелии от Матфея такие слова: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны». И долгое время мне казалось, что практически все молитвы, кроме «Отче Наш» и «Господи, помилуй» — излишни. Слишком много слов. А Бог человека и без слов услышит, разве не так?
В том, что молитва нужна не только для того, чтобы передать Богу свои просьбы, меня убедил один случай из жизни. Хотя напрямую с молитвой он связан не был.
Однажды поздно вечером я ехала домой на самокате вдоль шоссе. Смотрела на дорогу, но и по сторонам оглядывалась. Внезапно нечто, увиденное по пути, заставило меня вздрогнуть и даже остановиться. Участок на тротуаре, огороженный полосатыми ограничительными лентами. Полицейские, «Скорая помощь» и автомобиль, разбитый практически полностью. Господи, помилуй! Пока ехала, в голове, словно металлический шарик, скакала мысль: «Об этом нужно рассказать мужу».
Я набрала его номер. Принялась, глотая слезы, рассказывать об увиденном. Просила: «Просто поговори со мной». Чем дольше мы говорили, тем легче мне становилось. В какой-то момент показалось, будто муж стоит рядом, обнимает. Даже тепло на мгновение почувствовала. Мы общались минут двадцать.
А когда супруг положил трубку, плакать уже не хотелось и ужас от увиденного совсем отступил.
Мне кажется, что и с Богом человеку иногда нужно просто поговорить. Бог всегда рядом с нами. Но иногда нужно время, чтобы почувствовать Его присутствие, согреться в отсвете Божественного пламени. И молитвенные правила, каноны, акафисты подходят как нельзя лучше.
В наше время необходимое количество молитв, читаемых утром и вечером, принято индивидуально обсуждать с духовником. У каждого верующего свое молитвенное правило. А я не отказываю себе в удовольствии молиться не только краткими молитвами. Все чаще хочется с Богом просто поговорить. И подольше почувствовать, что Он рядом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Портрет прабабушки. Ольга Цой
Вспоминаю одну поездку. Я была подростком, дедушка приехал за мной в Москву, чтобы забрать к ним с бабушкой в гости на лето. Жили они в небольшом городке, два с половиной часа езды на электричке. Поезда тогда были суровые, шли долго, со всеми остановками, громко стуча и скрипя.
Обычно я спала все время поездки, прикорнув на дедушкином плече. Но в это путешествие, как только поезд тронулся, я почувствовала себя плохо. Ощутила сильную боль: резался зуб, разболелась десна. Никаких обезболивающих таблеток, даже воды попить, с собой не было. Нужно было терпеть. Просто терпеть и ждать, пока мы приедем домой.
Со стуком колес, с отсчетом минут боль усиливалась. Дедушка не знал, чем мне помочь, утешал и просил потерпеть. Снова потерпеть. А я, невоцерковленный подросток, начала тихо приговаривать про себя: «Господи... Господи... Господи, помилуй...». Боль накатывала и стихала, и с очередной волной моя молитва — Иисусова молитва — шепталась все громче. Иногда я почти кричала про себя: «Господи! Господи!», терпя и страдая.
И тут дедушка внимательно посмотрел на меня. Он, конечно, ничего не знал об Иисусовой молитве, которую я творила про себя. Он тихо произнес: «Как ты похожа на мою маму!».
Портрет прабабушки был ценностью нашей семьи. С самого детства я видела ее красивую черно-белую фотографию в большой тяжелой раме, висевшую на стене. Прабабушка, молодая и нежная, тихо улыбалась, ее глаза сияли. Она была похожа на ангела своим умиротворенным видом.
Тогда я не очень поняла, почему дедушка сравнил нас. Почему именно в момент моей боли, мучений, обратил внимание на наше сходство. Ведь, как мне казалось, на моем лице было написано страдание, а лицо его мамы, наоборот, выражало спокойствие, одухотворенность... Смотря в глаза прабабушки, я часто размышляла — о чем она думает? Что дает ей силу? Она была немкой. В годы Второй Мировой войны, будучи женой русского, была депортирована фашистами обратно в Германию, но там, работая на трудовой бирже, помогала нашим пленным, оформляя медицинские документы об их нетрудоспособности и тем спасая жизни, рискуя своей. И муж, и оба сына, один из которых и был моим дедом, воевали на фронте. Она не боялась боли и трудностей.
Спустя годы, вспоминая слова деда, я поняла: наверное, именно одухотворенность, стойкость и стали нашей точкой пересечения. Я так глубоко и искренне, от совершенной безысходности, была погружена всю дорогу в молитву, что она, вероятно, как-то преобразила мое лицо, смирила перед болью, придала сил, просветлила меня. «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой», — писал преподобный Нил Синайский. Я перестала бояться.
По приезде боль утихла. Молитва помогла пережить поездку. Она облегчила мое состояние.
К сожалению, порой, чтобы вспомнить о Боге, нам надо попасть в беду, претерпеть сильную боль, столкнуться с искушениями. Но молитва действительно преображает даже внешне лицо человека, его привычки, его мысли. Какие светлые лица у монашествующих! Очень хочется, чтобы и в радости, в благоденствии, мы прибегали к молитве. Не только скорбели бы, но и улыбались, разговаривая с Богом.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение