Белградский храм во имя Святой Троицы — выстраданное детище русской общины. Эмигранты, спасшиеся от большевистского террора после революции 1917 года, горячо желали создать на чужбине уголок Отечества. В начале двадцатых годов двадцатого века они организовали сбор средств, чтобы построить церковь, которая будет центром объединения беженцев. Пожертвования вносили практически все выходцы из России, обретшие приют в Белграде. Их было несколько сотен человек.
Автором проекта Троицкой церкви стал один из эмигрантов, талантливый русский архитектор Валерий Сташевский. Организацией строительства занялся священник из Новороссийска Пётр Беловидов. Закладка камня в основание храма состоялась 21 сентября 1924 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Сербские власти поддержали инициативу русских. Председатель Совета министров Сербии Никола Пашич, бывший посол в России, выделил из казны на строительство сорок тысяч динаров. 5 июля 1925 года небольшой однопрестольный храм в старинном псковском стиле открыл свои двери для прихожан. Его первым настоятелем был назначен отец Пётр Беловидов.
Главной святыней Троицкого храма стала Курская Коренная икона Божией Матери. Этот древний образ вывез за пределы Отчества епископ Феофан (Гаврилов), спасая от поругания большевиками. В Белграде реликвия нашла своё пристанище после изгнания с Родины. Её установили в новой церкви под резной сенью.
В годы Второй мировой войны Богородица, по молитвам перед Её чудотворным образом, хранила Троицкий храм от фашистских снарядов. Русская церковь оказалась единственным уцелевшим зданием на улице — вокруг неё все дома были разрушены во время артналетов. Чудотворная икона пребывала в Белграде до 1944 года. А затем проделала путь через Карловы Вары, Мюнхен и Женеву в Нью-Йорк, куда переселились многие русские эмигранты.
Храм Святой Троицы и в наши дни остается уголком России в Сербии. Он имеет статус подворья Русской Православной Церкви. Здание существенно пострадало во время бомбардировок НАТО в 1999 году, но его удалось отстроить заново. 25 марта 2007 года восстановленную Троицкую церковь освятил митрополит Кирилл, ныне патриарх Московский и всея Руси.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 123 зач., I, 3-9.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Рано или поздно, но каждый христианин сталкивается с вопросом о том, какой должна быть наша молитва. Что допустимо и что недопустимо в молитве? Можно ли в молитве делать акцент на просьбах? Кого должна затрагивать молитва: только ли нас самих и наших близких, или же мы обязаны молиться за всех христиан, в том числе и за наших врагов? Все эти и им подобные вопросы очень важны, а их появление свидетельствует, что молитва для человека — это не бездушный ритуал, а сердцевина жизни. Священное Писание помогает нам найти ответы. Делает это и тот отрывок из 1-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
С одной стороны, апостол Павел в своих посланиях был верен современной ему эпистолярной традиции: он всегда начинал с благодарения. Так и в Первом послании к Коринфянам — апостол благодарит. Но кого он благодарит и за что? Здесь начинаются существенные отличия павловых посланий от других писем той эпохи, потому что в обычае того времени была благодарность за здоровье, за благополучное перемещение из одного места в другое и за какие-то иные мирские блага, полученные автором письма. У апостола Павла мы видим нечто совершенно иное: он благодарит Бога, но не за себя самого, а за других — за христиан Коринфа, и делает он это непрестанно.
Здесь нам стоит остановиться и поразмышлять: а похожа ли хоть в какой-то степени наша молитва на молитву святого апостола? Как часто мы благодарим Бога? И как часто мы благодарим за других? У нас вообще возникает мысль в наших молитвах вознести благодарение Богу за те благодеяния, которые Он подал кому-то другому?
Скорее всего, наши ответы не будут похожи на ответы апостола Павла.
Однако, есть и ещё кое-что, отличающее наши молитвы от апостольских: предмет благодарности Павла. Он благодарит не за какие бы то ни было материальные блага, он благодарит за благодать Божию, дарованную христианам Коринфа. Этот предмет благодарности апостола интересен ещё и тем, что в дальнейшем в общине Коринфа духовные дары приведут к некоторым проблемам: люди не сумеют ими распорядиться должным образом, начнут гордиться и соперничать, но это уже искажение, связанное с повреждённой природой человека, а даровавшему благодать Богу подобает непрестанное благодарение.
Да, слова апостола Павла совсем не похожи на детальную инструкцию по молитвенному деланию, однако их вполне достаточно для того, чтобы уяснить основное: христианская молитва — это прежде всего молитва благодарения, и совершенно неслучайно центральное таинство Церкви именно так и называется — евхаристия, то есть благодарение. Мы, по примеру апостола, достигнем успеха в духовной жизни лишь в том случае, если наши сердца будут исполнены благодарностью Богу за всё ведомое и неведомое, за нас самих, за наших близких, за всех кого мы знаем и кого не знаем, за всех христиан, и вообще за весь мир, потому что Христос пришёл для всех, и нет того человека, который был бы исключён из божественной любви, а потому то мы и должны благодарить Бога за Его милость к роду человеческому.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помочь делами Воскресенскому храму в Ярославской области
Александра Хохлова — учительница начальных классов из Ярославской области. Живёт она в селе Остров. Уже 2 года помимо основной работы Александра занимается большим и важным делом — возрождает в родном селе старинный храм Воскресения Христова. В 2022 году ему исполнилось 240 лет. Некоторые люди удивляются — зачем ей это нужно, а женщина говорит: «Я вижу храм из окна своего дома уже 38 лет. 2 года назад зашла внутрь — и душу защемило, жалко стало, что такая святыня совсем рядом с нами погибает».
Александра объединила сельчан, жителей ближайших деревень и создала инициативную группу по спасению храма. Вместе они регулярно проводят субботники. «Территория храма убрана, внутри чисто! 41 окошко закрыто от птиц, а пробоина в каменном своде заделана тентом. Мы провели электричество, забетонировали пол, очистили колокольню — столько всего успели! Но главное, что теперь каждое воскресенье тут звучит соборная молитва», — делится радостью учительница.
На вопрос, что в таком непростом деле помогает ей сохранять оптимизм, женщина отвечает: «Поддержка мужа, родных, друзей и добрых людей. А ещё помощь фонда „Белый ирис“. Я участвую в проекте „Школа хранителей храмов“ и узнаю много полезного о возрождении святынь».
Сейчас в храме важно отремонтировать крышу и окна, вставить двери и провести газ. Если вы хотите поучаствовать в спасении Воскресенского храма, что в селе Остров Ярославской области — присоединяйтесь к субботникам, помогите стройматериалами или вашими знаниями — любой помощи здесь будут очень рады.
Новости про Воскресенский храм можно найти здесь: https://vk.com/public217250173
Чтобы узнать о том, какая нужна помощь, звоните Александре Хохловой: 8 960 530 31 67.
Если вы хотите узнать о «Школе хранителей храмов», переходите на сайт фонда «Белый ирис»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Антидед
«Нам песня жить и любить помогает, она, как друг, и зовёт, и ведёт», — я вспомнила эти стихи Василия Лебедева-Кумача, когда прочитала в новостной ленте о пенсионере, который поёт для других. Его историей хочется поделиться!
Андрей Маламан родился в 1953 году в Кирове, а живёт в Волгограде. Когда-то он окончил академию Министерства внутренних дел Российской Федерации, но по профессии — милиционером, затем юрисконсультом — работал недолго. Заинтересовался воспитанием молодёжи: вёл кружок технического моделирования на станции юных туристов. Занимался спортом: бадминтон, велосипед, мотоцикл. Но главным делом его жизни стало музыкальное творчество.
А ещё — волонтёрство! Андрей Николаевич ездит с гастролями по Волгоградской, Самарской, Ростовской и другим областям, где поёт под гитару в домах престарелых, хосписах, психоневрологических интернатах для взрослых и детей. В его репертуаре — русские народные песни и романсы, современные и старые песни о любви и дружбе, о надежде, вере и терпении. «Главный для меня разговор, — говорит музыкант, — не о быте, а о бытии души в этом мире. Ведь период, когда люди проживают так называемый остаток своих дней, — это самая плодотворная часть их жизни, которая может обеспечить хорошую вечность. Наверное, поэтому на наших концертах часто кто-то рассказывает о встрече с Богом».
Это служение началось двадцать с лишним лет назад, вспоминает Маламан: «Я ездил на мотоцикле в Москву на песенные фестивали или конференции и выстраивал маршрут так, чтобы по пути заезжать в соцучреждения с концертами». Позже Андрей Николаевич пересел на автомобиль Ока и стал возить с собой не только гитару, но и оборудование для выступлений.
Во время пандемии волонтёр пел для своих подопечных онлайн, и его аудитория расширилась! Он стал желанным гостем в десятках интернатах по всей России, любимым исполнителем для их жителей. Тогда же наш герой начал сотрудничать с благотворительными организациями, и сегодня ему помогает организовывать концерты фонд «Старость в радость».
Андрей Маламан называет себя человеком, который старается раздавать людям добро строчками из популярных песен. И ему это отлично удаётся!
Все выпуски программы Живут такие люди