1 Кор., 128 зач., III, 9-17.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одно из ожиданий, которым живёт христианство на протяжении уже двух тысяч лет — это Второе Пришествие Христово. Что же будет с человеком во время этого загадочного события? К чему необходимо готовиться? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
9 Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.
10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.
11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,
13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.
16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.
В отрывке, который только что прозвучал, апостол Павел обращается к христианам города Коринф. Община здесь была молодая. Только недавно апостол заложил фундамент церковной жизни в этом городе. И теперь каждый верующий в той или иной степени продолжает это дело строительства. Каждый своими действиями возводит несущие конструкции будущей общности. Об этом апостол Павел и призывает коринфян задуматься. Какой именно материал они используют? То есть какими идеями они руководствуются? Какие поступки совершают? Какие слова произносят? Какие чувства и эмоции культивируют? Какую модель общения друг с другом выбирают? Всё это станет той формой церковной жизни, которой будут следовать последующие поколения.
Эта метафора строительства помогает апостолу проиллюстрировать важную мысль. Если вдруг окажется, что кто-то решил сэкономить на материале, вместо прочных, качественных кирпичей и драгоценных украшений использовал подделку из дерева, сена или соломы, тяжёлые времена быстро выявят брак. Муляж не пройдёт испытание огнём. Сгорит, как труха. Сам-то горе-строитель, хоть и потеряет репутацию и доверие товарищей, останется цел. Хуже то, что будет нанесён ущерб всему предприятию. И каждый член Церкви испытает на себе его последствия. Речь не только о внутренних нестроениях и пертурбациях. Весь коллектив станет посмешищем для внешних.
Согласитесь, образ весьма красочный и актуальный на все времена. Ведь Церковь всегда состояла и будет состоять из людей. А люди приходят из мира, ценности которого хорошо известны. Как говорит о них апостол Иоанн Богослов: «похоть очей, похоть плоти и гордость житейская». Или как кто-то переложил это библейское изречение на современный лад: деньги, собственность, престиж. Вот к чему сознательно или же неосознанно тянется наша греховная натура. Когда мы приходим в Церковь, эти амбиции в той или иной степени продолжают управлять нами. И порой, думая, что мои руки строят здание веры, я на самом деле продолжаю возводить постройку из дерева, сена и соломы. Как в личной жизни, так и в общественной, прикрываясь формами религиозного благочестия, я продолжаю гоняться за теми призраками, за которыми гонялся вне церковной ограды. И вот тогда вопрос: устоит ли моя версия христианства, когда придёт время испытания огнём? Когда настанет день суда Божия, не окажется ли, что я обманывал себя и окружающих? Что я полностью из этой трухи и шелухи? И хотя апостол говорит, что мы все спасёмся из огненного испытания, не окажется ли, что в этом огне я весь прогорю до сердцевины? Что и рад бы Господь что-то спасти, да спасать то особо и нечего?
Традиция веры указывает нам, как с корнем вырвать эти корыстные и эгоистичные установки из своего сердца. Участие в таинствах Церкви, непрестанный поиск воли Божией, исполнение на ежедневной основе Евангельских заповедей — вот то, что помогает нам не просто стать порядочными людьми, но в первую очередь обрести и сформировать в своём сердце себя настоящего. Себя такого, каким я и должен быть по замыслу Творца. Нащупать тот стержень, который не только устоит в огне земных трудностей, но и выдержит самое последнее и главное испытание — встречу с Богом лицом к лицу и опаляющий свет Его Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.