Когда Александр Сергеевич Пушкин собирал материал для своей научной работы «История Пугачёвского бунта», ему посоветовали поговорить с ректором Казанского университета профессором Карлом Фёдоровичем Фуксом. По образованию — врач, а по происхождению — немец, он был большим знатоком русской истории. Карл Фёдорович помог Пушкину найти участников событий, связанных с Пугачевским бунтом. Из Казани поэт писал жене: «...умный и ученый немец одолжил меня очень — и я рад этому знакомству». Впрочем, Фукс был не только медиком и историком. Ботаник, археолог, коллекционер — современники называли его «живой энциклопедией». Своими знаниями Карл Фёдорович Фукс до последнего дня служил людям.
Он родился в маленьком немецком городке Херборне в 1776 году. Науками увлёкся ещё в детстве. Перед глазами был пример деда, доктора медицины, и отца — преподавателя, профессора Херборнской академии. Под его руководством Карл получил прекрасное домашнее образование. Уже тогда он в совершенстве выучил несколько языков, включая русский. В 1798-м Фукс окончил Геттингенский университет и защитил диссертацию по медицине. А через два года уехал жить и работать в Россию, которая всегда интересовала его. На русский манер он стал называть себя Карлом Фёдоровичем. В 1804 году Фукса назначили медиком российской посольской миссии в Китае. Дорога в Поднебесную лежала через Казань. Этот город покорил Карла Фёдоровича. Красивый, колоритный, к тому же, там недавно открылся университет, который быстро приобрёл статус одного из авторитетнейших учебных заведений страны. На обратном пути Фукс сошёл в Казани, и остался там навсегда.
Карл Фёдорович получил назначение ординарным профессором Императорского Казанского университета. Он преподавал естественные науки. Параллельно открыл медицинскую практику. После лекций, в своём доме на Сенной улице, он принимал больных. До поздней ночи шли к Фуксу пациенты. Карл Фёдорович открыл двери своего дома для сирот и обездоленных, которых лечил бесплатно. Коллега Фукса, профессор Николай Булич, вспоминал: «При обширной практике он мог бы нажить большое состояние. Но принадлежал к врачам бескорыстным, не жалел для бедняков своего времени, и плату, которую брал с людей зажиточных, раздавал людям неимущим». С одной из казанских аптек Карл Федорович заключил своего рода договор: ежегодно он вносил в аптечную кассу крупную сумму, за счёт которой его неимущие пациенты получали там бесплатные лекарства. Друг Фукса, казанский историк-краевед Михаил Рыбушкин сам неоднократно бывал в приёмной доктора, заполненной страдающими бедняками. «Всякий из них оставлял дом Карла Фёдоровича с лицом светлым в чаянии выздоровления. Не от этого ли и лицо Фукса всегда светилось добротой и искренностью?» — писал он. Помимо научной деятельности и медицинской практики, Фукс вёл активную общественную жизнь. Он был попечителем казанского Комитета о бедных. По его ходатайствам множество неимущих семей получили от городских властей помощь. Карл Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени и Святой Анны II степени с формулировкой «За подвиг человеколюбия».
В 1842-м у пожилого уже Карла Фёдоровича случился паралич. Доктор переживал до слёз — но не за собственное здоровье, а из-за того, что больше не мог принимать больных. 4 года Фукс провёл в практически обездвиженном состоянии. В 1846-м он скончался. Проводить Карла Федоровича в последний путь вышла такая масса народа, что процессия растянулась едва ли не на весь город. Газета «Казанские губернские ведомости» опубликовала в те дни статью о докторе, в которой говорилось: «Карл Фёдорович Фукс был врач человеколюбивый. Трудно в этом с ним сравняться, а превзойти невозможно».
Все выпуски программы Жизнь как служение
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов