Святое семейство - так обычно говорят о Богородице, Богомладенце Христе и праведном Иосифе Обручнике. Его изображения нет на иконах праздника Благовещения, но его служение Сыну Божию не зря называют "тихим предстоянием" перед Господом. Кем же был этот человек и почему без него немыслим праздник Благовещения?
Из Евангелий мы знаем, что Иосиф происходил из рода царя Давида. Господь обещал своему пророку и псалмопЕвцу, что не оставит и прославит его род. Но прошла почти тысяча лет после смерти Давида, девятьсот тридцать лет со смерти его сына, царя Соломона. Менялись цари и династии, возвышались и гибли государства. Потомки царя Давида давно утратили престол Израиля. Одни, например Иоаким, отец Девы Марии, были побогаче, другие - как Иосиф, победнее. Знали ли они о пророчестве? Несомненно. Но вряд ли ждали каждый день громких и ослепительных чудес.
В Священном Писании говорится, что Иосиф был плотником. Существует предание, что он был женат. Жена Саломия родила Иосифу шестерых детей: четырёх сыновей и двух дочерей. Она рано умерла и Иосиф сам воспитывал и поднимал детей.
Иосифу исполнилось восемьдесят, когда состоялось его обручение с Девой Марией. Воспитанная при Иерусалимском храме, Мария дала обет посвятить себя Богу. Иосиф должен был опекать девушку. Евангелист Матфей рассказывает, что прежде, чем был заключён брак, Иосиф узнал о том, что Мария ожидает ребёнка. Для обычных человеческих отношений это - огромное, подчас непреодолимое испытание. Такое признание воспринимается как жестокая обида, предательство, влечёт за собой ревность, ярость, гнев, презрение. Ну а в те времена это не только считалось большим позором. Закон призывал жестоко наказывать за неверность.
Иосиф мог испугаться, что его обвинят в случившемся, мог выдать девушку на суд. Но его мудрости, доброты и великодушия хватило, чтобы не предать случившееся огласке. Он не смутил и не потревожил Деву Марию расспросами, подозрениями, неодобрительным взглядом или словом. Иосифа Обручника называют великим праведником. Но это праведность не Ветхого завета, которая состояла в повиновении закону. Это праведность Завета Нового, в котором прощение и сострадание выше закона.
Он решил про себя тайно отпустить обручённую ему девушку. И тогда Ангел Господень явился ему во сне и сказал: "Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их...". Иосиф без раздумий или сомнений так и поступил. Для него настал момент Божественного чуда и исполнения пророчеств. Отныне Богородица и Сын Божий стали смыслом и центром его жизни.
В акафисте - хвалебном песнопении праведному Иосифу Церковь так обращается к нему: "ты же... всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь и попечения и труды отдавая на служение Ему". Пример Иосифа - это вопросы к каждому верующему человеку - сможешь ли ты не гневаться, не принимать быстрых решений, когда не знаешь всей правды? Можешь ли безусловно довериться Господу? И главное - сможешь ли поставить Его в центр своей жизни?
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.