В предпраздничные дни в храмах звучит песнопение-тропарь, в котором к реке Иордан обращаются как к одному из действующих лиц праздника: «Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку». В Евангелии от Иоанна говорится, что Предтеча крестил близ селения Вифавара. Туда направлялись все, кто откликнулся на проповедь Иоанна. Туда пришёл и Христос. Но где находилось это место?
Река Иордан берёт свое начало у горы Хермон, на севере Израиля. Она течёт на юг через озеро Кинерет, которое раньше называли Галилейским морем, через Иудейскую пустыню и впадает в Мёртвое море. Протяженность реки Иордан — двести пятьдесят два километра. Евангелисты Марк и Лука сообщают, что Иоанн Креститель проповедовал именно в Иудейской пустыне, значит Вифавару следует искать в нижнем течении Иордана.
На иврите «Вифавара» означает «дом перехода» или «дом переправы». Через это селение предположительно вёл паломнический путь из северной части Израиля, Галилеи в Иерусалим. Оно не сохранилось до наших дней, хотя топоним уцелел — неподалёку от города Иерихона и реки Иордан находится современное поселение Бейт-Авара. На пути к Иордану высится древний монастырь Иоанна Крестителя. Традиция, которой больше пяти веков, связывает именно это место с рассказом о Крещении Господнем.
Но вряд ли эти берега были свидетелями евангельских событий. За две тысячи лет Иордан несколько раз менял своё русло. Истинное место крещения предположительно находится на суше, в трёхстах пятидесяти метрах от Вади аль-Харары. Его обнаружили в результате археологических раскопок. Главной подсказкой стала находка большой мраморной плиты, когда-то служившей основанием колонны. Из исторических документов известно, что такой колонной, увенчанной железным крестом в четвёртом — пятом веках отметили место Крещения Господня.
В новейшей истории более сорока лет территория западного берега реки Иордан была особой режимной зоной. Доступ паломников сюда был ограничен. Православные верующие во главе с Иерусалимским патриархом могли побывать здесь только после разрешения службы безопасности Израиля. Их допускали к Иордану лишь несколько раз в год — в том числе в праздник Крещения Господня. В две тысячи одиннадцатом году такие строгие ограничения были сняты.
Сейчас Иордан можно посетить со стороны израильского берега, это место называется Каср аль-Яхуд. А можно отправиться в соседнее государство Иорданию, на восточный берег, и увидеть воды Крещения Господня со стороны селения Вади аль-Харар. По преданию, именно с восточного склона Спаситель сошёл в Иордан.
Паломники не раз становились свидетелями чуда, случающегося на Иордане в день Богоявления. После Великого освящения вода в реке замирает и некоторое время течёт в обратную сторону, будто бы во исполнение слов псалма о «Иордане, возвратившемся вспять».
Все выпуски программы Богоявление
30 января. О смирении Христа
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О смирении Христа — протоиерей Василий Гелеван.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», — подметил однажды античный мыслитель Плутарх. И надо сказать, его высказывание вполне согласуется с христианским представлением об учительстве. О данной теме много писал, например, апостол Павел. В частности, в послании к Евреям, отрывок из 13-й главы которого читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Апостол Павел обращается к евреям-христианам, жившим преимущественно в Иерусалиме, в кризисный для них момент. Глава Иерусалимской церкви, апостол Иаков, был убит гонителями. Потеряв крепкого, духоносного лидера, христиане Святой Земли пришли в замешательство. И многие из них стали подумывать о возвращении к прежним религиозным верованиям. Прежде всего, в иудаизм. Только бы избежать преследований со стороны гонителей Церкви.
Апостол Павел, узнав о бедах Иерусалимской церкви, поспешил утешить её чад. И помочь им преодолеть искушение предать Христа. Апостол признаёт, что святой Иаков, при всех разногласиях, которые имелись у них с Павлом, был настоящим праведником. Разногласия касались особенностей проповеди христианства среди язычников. Апостол Павел в отличии от Иакова был настроен более открыто к иноверцам и инородцам. Но разность мнений, во-первых, не имела критического значения, а во-вторых, оказалась делом прошлым, Иаков погиб. И кончина его, как верно отметил Павел, это кончина мученика. Но только Иаковом Церковь не ограничивается. И главным пастырем Церкви является Господь Иисус Христос. А Он щедро наделяет мудростью, силами, вдохновением пастырей, готовых служить делу проповеди Евангелия, созидания общины Христовой.
Потому Павел призывает своих читателей не падать духом, но иметь надежду на Бога. И Тот обязательно придёт на помощь. Как пришёл Он на помощь к Сыну Своему, Который воскрес из мёртвых не только по собственному стремлению, но по благодатной воле всей Святой Троицы. Интересно, что послание к евреям было написано Павлом в условиях тюремного заключения. Апостола гонители Церкви лишили свободы и добивались его казни.
Удивительно, но Павел совершенно не унывает. Он, конечно, был бы не против продолжить своё служение Церкви. Но, во-первых, святой прекрасно понимал, что всё в руках Божиих, и Богу нужно доверять. А, во-вторых, Павел ясно осознавал, что и на нём, Павле, что называется, свет клином не сошёлся. И Церковь продолжит жить и после его смерти, которая рано или поздно, но обязательно наступит. А потому главное, о чём стоит позаботиться, состоит в следующем — подготовить достойную смену, зажечь огонь веры в сердцах нового поколения пастырей. Чтобы было кому продолжить дело созидания общины Христовой, проповедовать Евангелие и тем, кто в Церкви, и тем, кто пока к Ней не присоединился.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем монахам Михайло-Архангельского монастыря обрести постоянный кров
Михайло-Архангельский мужской монастырь в городе Юрьев-Польский Владимирской области — один из древнейших в России, основан в XIII веке. За свою долгую историю обитель пережила несколько периодов опустошений и возрождений. В советские годы её и вовсе закрыли. Однако здания и храмы сохранились до наших дней.
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 2006 года. Но пока она не может быть полноценной. Уже много лет часть помещений обители принадлежит музею, в частности братский корпус. Из-за этого на территории нет места для проживания монахов. Сейчас их 5 человек, вместе они вынуждены снимать комнаты в ближайшей гостинице и приезжать в монастырь на службы. В такой ситуации обитель не может развиваться и тем более принимать новых послушников.
«Мы с тяжёлым сердцем вынуждены отказывать тем, кто желает поступить к нам в Михайло-Архангельский монастырь, поскольку не имеем возможности их разместить», — рассказывает иеромонах Софроний.
Чтобы исправить ситуацию, братия приняла решение обзавестись собственным жильём. «Добрые люди помогли нам купить двухэтажный дом конца XIX века на окраине города Юрьев-ПОльский. И всё бы хорошо, но старое здание нуждается в серьёзном ремонте. И только своими силами нам здесь не обойтись», — продолжает отец СофрОний.
Изначально старинный дом находился в аварийном состоянии. Но сегодня он понемногу оживает. В будущем братском корпусе вовсю идут ремонтные работы. Чтобы удалось завершить их как можно скорее, монастырю необходима помощь в покупке стройматериалов и не только. Если вы хотите узнать подробную информацию и поддержать обитель финансово, переходите на сайт Михайло-Архангельского мужского монастыря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов