В автобиографии легендарной исполнительницы русских народных песен Надежды Плевицкой есть запоминающийся эпизод. В конце 1914 года она отправилась на фронт санитаркой — шла Первая мировая война. Оказавшись в походном лазарете, певица поначалу испытала настоящий шок. Вокруг слышались стоны и крики раненых. Доктора в испачканной кровью одежде буквально выбивались из сил. В такой обстановке женщина растерялась и застыла, словно окаменев. Вдруг её кто-то окликнул. Это был пожилой, седобородый иеромонах. Батюшка нарезал марлю на бинты. Он посмотрел ласково и сказал просто, как старой знакомой: «Хорошо, что пришла». Певица присела рядом. Монах спокойным, умиротворяющим, голосом завёл отвлечённый разговор. Рассказывал о монастыре, в котором служил до войны. Постепенно спокойствие доброго батюшки передалось и женщине. Всю жизнь певица помнила о том, как помог ей в тот первый день на фронте иеромонах Евтихий (Тулупов) — военный священник, духовник 73-й пехотной дивизии Коротоякского полка.
«Невысокого роста, с большой седой бородой и лицом детской доброты и веры», — так описывали отца Евтихия современники. Он был насельником Площанской Богородицкой Казанской пустыни — монастыря на Брянщине. И это, в сущности, всё, что известно о довоенном прошлом батюшки. На фронт он отправился добровольно, в первые же дни войны, несмотря на весьма преклонный возраст. Воины сразу же полюбили доброго, душевного батюшку. Он каждый день, рискуя жизнью, приходил к солдатам в окопы. Молился вместе с ними и просто разговаривал. Во время боя, прямо под пулями, отец Евтихий исповедовал и причащал тяжело раненых. Не раз он вытаскивал их из-под неприятельского огня и передавал в руки сестёр милосердия. Батюшка и сам постоянно помогал им в полевом госпитале.
22 июня 1915 года в бою под литовским городом Мажейкяй Коротоякский полк попал в окружение. Неприятель вёл непрерывный шквальный огонь. Наши воины самоотверженно отбивали яростные атаки немцев, однако силы были неравными. Около полудня командир полка Леонид Линдебаум отдал приказ идти на прорыв окружения. Взору немцев предстала поразительная картина — воспрявшие духом русские солдаты уверенно наступали с криками «Ура!» А впереди всех, с пехотой, в епитрахили и с крестом в высоко поднятой руке, шёл священник, иеромонах Евтихий (Тулупов). Первым же неприятельским залпом батюшка был ранен в ногу. Его хотели отправить в госпиталь, но священник только попросил перевязать рану, и вскоре уже снова шагал впереди солдат — только теперь хромал. Он громко молился, и слова, обращённые к Богу, казалось, перекрывали грохот боя. Вдохновлённые его примером, бойцы бесстрашно продвигались вперёд. Разрывались снаряды, трещали пулемёты. Вдруг пуля ударила отца Евтихия в грудь. Потом ещё, и ещё одна. Священник пал смертью храбрых — с молитвой на устах.
Похоронили батюшку той же ночью, в лесу, неподалёку от поля боя. Солдаты плакали, словно потеряли родного отца. Командир полка произнёс речь, в которой назвал отца Евтихия пастырем добрым, положившим душу свою за о́вцы своя. В 1916 году иеромонах Евтихий (Тулупов) был посмертно удостоен высшей военной награды — ордена Святого Георгия 4-й степени — «за подвиг мужества». О героическом полковом священнике, жизнью послужившем Богу и Отчизне, его современник и собрат, иерей Аркадий Мамаев написал трогательные стихотворные строки: «Усни ж, герой, блаженным сном! \ Ты славно путь свой совершил! \ Идя всю жизнь с святым крестом, \ За братьев душу положил!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Розы для жены. Наталья Разувакина
«Жена да боится мужа своего». Когда я встречаю эту фразу апостола Павла, то вспоминаю одну женщину, Светлану. Мы с ней познакомились в крошечной поселковой гостинице на Дальнем Востоке. Разговорились перед сном в полутёмной комнате с дощатыми стенами и низким потолком. Светлана была с восьмилетней дочкой, которая быстро уснула. Они приехали из леспромхоза посетить поликлинику. Я же впервые в жизни находилась в командировке, на первой студенческой практике. Соседка рассказывала о такой для меня диковинной жизни в лесу. Но особенно меня поразило, что у нее десять детей! А муж постоянно на работе, валит деревья. Дома чаще всего просто отсыпается. С какой же нежностью говорила о нём Светлана! А я посочувствовала: многодетный быт ох как нелёгок, трудно ей! На что моя собеседница возразила: «Что ты! Мужчине трудней. Ему же за всех за нас отвечать! Потому и жалею его, и перечить-то ему не хочется!»
Мне, 17-летней городской девушке, воспитанной атеистически, было совершенно непонятно, перед кем, в отличие от женщин, несёт ответ мужчина, да и за что. И почему же ему не перечить, не возразить иногда, ведь муж родной! Только слово «жалею» я поняла тогда верно. В народе глагол «жалеть» иногда употребляется как синоним слову «любить», и говорила Светлана о муже именно с любовью. И мне советовала: «Выйдешь замуж, Наташа, мужу не перечь. Даже если видишь, что не прав он. Смолчи, послушайся. А там, глядишь, и прав окажется!..»
Вспоминая ту встречу сейчас, через много лет, понимаю, что Господь мне дал живую иллюстрацию к Писанию. И семья Светланы наверняка была верующей, иначе о какой ответственности мужа шла речь, перед кем? Апостол же в своем послании обращается в основном к мужьям, призывает их любить своих жён, как свои тела. А о женах сказано, что уважать они мужей должны, ведь «да убоится» — это и означает «да уважает!» В ответ на любовь. В том, что Светлана — жена любимая, сомнений быть не могло... Покой от неё шёл и внутренний свет.
Это редкость, ведь в современных семьях так часто правит система взаимозачётов вместо любви. Павел же говорит именно о любви! Муж и жена становятся в браке единой плотью. У мужа по отношению к жене — любовь-ответственность, а у жены — любовь-послушание. Разве не страшно руке не послушаться головы, если голова сигналит: не лезь в огонь, обожжёшься? И одеться телу потеплее тоже голова советует, она уже на градусник за окном посмотрела! И разве не понятно, кто главнее в этой единой плоти? Из самого слова следует: главнее — го-лов-нее! Глава семьи — мужчина. Как же телу голову не почитать, не уважать?
«Никогда мужу не перечь!» — сказала мне Светлана, будто напутствуя на будущее.
Мой муж трудится совсем не в леспромхозе, и детей у нас не десять, и важные решения чаще всего принимаем вместе. Но у мужа есть право решать одному, а у меня есть радость смириться перед этим правом. Радость, потому что хуже не будет точно. Радость, потому что доверяю. И потому что тем самым исполняю закон Христов.
Интересно, что это работает даже в мелочах. Вот вышли мы из дому на вечернюю службу. А в Переславле-Залесском живём недавно, не все пути-дороги знаем. «Давай вот так пойдём, так короче!» — предлагает муж и уже шагает по новой тропинке, ведёт меня какими-то дворами... Я следую, как нитка за иголкой, хотя сильно сомневаюсь, что мы сокращаем путь. И даже на ходу карту в телефоне открыла: точно, так длиннее! Но молчу: зачем перечить? Запас времени есть, а новая дорога — отлично, разнообразие!
Мы поворачиваем за угол и оба замираем от неожиданности: перед нами розарий! Розы мелкими звёздными букетиками и огромными яркими салютами, самых разных цветов и оттенков, да так много! Просто во дворе пятиэтажки растут, не за забором. Подходи, любуйся, вдыхай аромат.
Да, муж не стал бы спорить, если бы я показала ему карту в телефоне. И мы пошли бы привычным путём. В другой день я бы так и сделала, я не идеальная жена, порой и настаиваю на своём. Но вот тут не стала. И пожалуйста — розы!..
Это был подарок от Господа по дороге в храм. Мне. Я в тот день очень правильно мужа боялась!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю