Что лучше передаёт образ человека: живопись или фотография?
Портрет художника Фёдора Васильева написан с фотографической точностью, но, между тем, в этой картине есть и жизнь, и дух, и доброе расположение её автора — Ивана Крамского.
— Владимир Николаевич, добрый день! Рада видеть вас в Третьяковской галерее!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Рад взаимно! Особенно в такую минуту, когда хочется поделиться впечатлениями! Вы только взгляните, какой портрет написал Иван Крамской — словно фотография! А между тем, это масляные краски на холсте.
— Да, портрет художника Фёдора Васильева и впрямь похож на старинный снимок. Такое впечатление возникает, потому что картина написана в монохромной технике. Видите, здесь использованы разные оттенки одного и того же цвета — коричневого.
— Интересно, Крамской специально решил отказаться от разнообразия палитры, чтоб добиться сходства с фотоотпечатком?
— Трудно сказать. Это 1871 год. Фотография в то время стремительно развивалась. И звучали суждения, что со временем она полностью заменит живопись в создании портретов. Иван Крамской знал об этом не понаслышке, поскольку четыре года работал ретушёром у фотографа. Вполне возможно, что он решил доказать: кисть художника точнее и глубже воспроизводит образ человека, чем фотографический аппарат.
— И как вы считаете, доказал?
— Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Вот что вы можете сказать о Фёдоре Васильеве, который изображён на портрете?
— Что сказать? Щёголь лет двадцати. Костюм-тройка, белоснежная рубашка, под воротником — чёрный бант. На жилете цепочка с украшением. При этом взгляд у молодого человека мягкий, проникновенный, участливый.
— Вы ухватили суть картины, Владимир Николаевич! Именно таким и был Фёдор Васильев. Он производил впечатление яркого франта. Изысканно одевался, в разговоре мог перейти на французский или немецкий, изящно употребить выражение на латыни. Прекрасно играл на фортепиано. Можно было подумать, что Васильев — богатый наследник княжеского рода. А между тем, он был сыном бедного петербургского канцелярского служащего. В пятнадцать лет потерял отца и взял на себя заботу о матери, сестре и двух младших братьях.
— Как же он о них заботился в таком юном возрасте?
— Помогать родителям Федор начал ещё раньше, лет с десяти. Будучи гимназистом, подрабатывал на почте — сортировал и разносил письма. При этом всегда находил время для рисования. В пятнадцать поступил в школу живописи при Академии художеств, работал там помощником реставратора.
— Неужели этого заработка хватало, чтоб и семью содержать, и одеваться франтом?
— Нет, конечно. Деньги у художника появились, когда его талант взял под опеку щедрый меценат, граф Строганов. Вращаясь в кругах своего покровителя, Фёдор быстро освоил языки, игру на фортепиано, светские манеры. Про Васильева говорили, что он обучался всему с невероятной лёгкостью — усваивал новое, как будто вспоминал забытое.
— Не испортила юношу богемная жизнь?
— По сути, его жизнь осталась прежней. Переняв внешний лоск, Фёдор не перестал быть тружеником. Каждую свободную минуту он посвящал творчеству. К двадцати годам достиг высочайшего уровня мастерства. Старшие коллеги, маститые художники, признавали, что у Васильева есть чему поучиться. Илья Репин заметил как-то, что у Фёдора есть особый талант — развиваться в лучшую сторону.
— И Крамской симпатизировал Васильеву, судя по этому портрету.
— О, да! Их связывала настоящая дружба, несмотря на разницу в возрасте в тринадцать лет. Иван Николаевич ценил в молодом художнике не только талантливого мастера с живой, кипучей натурой, но и человека глубоко чувствующего, способного заботиться о близких. И портрет Фёдора Васильева, что представлен в Третьяковской галерее, эти черты отражает.
— Не уверен, что фотография настолько же полно передала бы характер человека! Пожалуй, доказал Иван Крамской — фотоаппарат пасует перед кистью художника!
— Во всяком случае, когда эта кисть в руках одарённого человека, испытывающего добрые чувства к своей модели.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.