Когда мы читаем дневники и записные книжки великого человека, мы иногда думаем: а предназначалось ли это чтение для посторонних глаз? И насколько мы, читатели достойны чтения этих записей, изданных, скорее всего, не по воле писавшего?
Подготовленное Рыбинской епархией факсимильное издание Избранных мест из дневников и тетрадей архимандрита Павла Груздева, издавна «прописалось» у меня на письменном столе и не хочет перебираться на полку.
Эта книга, выпущенная к 20-летию со дня блаженной кончины любимого православном народом старца (батюшка отошел к Богу в январе 1996 года) факсимильна полностью, целиком. Типографским шрифтом тут набраны лишь названия семи разделов да вступительное слово епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. (нужно разбить и упростить) Записи отца Павла, этого большого, колоритного человека (посмотрите любой фильм о нём) — оказывается, не нуждаются в расшифровке. Они сделаны тем же каллиграфическим почерком, каким древние писцы записывали богослужебные книги.
Помню, как я разволновался, открыв это издание в поезде Ярославль—Москва.
Я проглатывал главу за главой, переходя от раздела «Духовная поэзия» к «Истории Ярославского края», от «Духовных размышлений, поучений и историй» к «Рассказам о святых подвижниках», или к любовно собранным отцом Павлом малоизвестным акафистам.
...Читал и не верил сам себе: неужели это мне открыто, эти заветные тетрадочки старца? Мне и другим? Да как же это? Благодарное умиление грело сердце.
Я уже знал, кто такой отец Павел Груздев, знал о его удивительной судьбе, в которой были и лишения, и политические лагеря, и голод; знал о его служении, о чудесных случаях из его жизни. Да и есть у меня на радио «Вера» уже «Закладка» о нём — о собрании его рассказов «Родные мои». Я и на могиле его в приволжском Романове-Борисоглебском уже побывал, и совета у него мысленно попросил.
Но вот что мне доверят его живую руку, его почерк, его почти дыхание — не чаял.
Потом прочитал во вступлении: «...отец Павел записывал многое из того, что его волновало и интересовало, многое из того, что он любил, что согревало и трогало его душу. Сегодня возможность прикоснуться к его душе, стать, если можно так выразиться, свидетелем его внутренней жизни, появилась у каждого».
Да, появилась. И как же хочется быть достойным этой возможности!
Давайте, я прочитаю несколько записей, выберу коротенькие, в одну-две строки. Вот, из первого раздела, из «Духовной поэзии»:
«Полюби не черты молодого лица, не богатство — ничтожество века, не могучую силу, не славу венца, полюби самого человека». «Верь в Бога, побеждай неправду, старайся всех и всё любить». «Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти».
И это, драгоценное: «Где горе слышится, где тяжко дышится, — будь первым там!»
Иногда какая-то запись — это ощутимая цитата, причем, без указания источника. Скажем лермонтовская «Молитва» — «В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть...» И кажется мне, что источник теперь — это сердце отца Павла, через него прошли эти великие строки.
...С вами был Павел Крючков, и давайте послушаем на прощание живой голос великого старца. Вот он поет начало известного романса о «Соловье», аккуратно записанного в одной из своих тетрадей: «Ты не пой, соловей, против кельи моей и молитве моей не мешай, соловей. / И зачем напевать, что стараюсь забыть и в душе воскрешать, что нельзя воскресить...»
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение