Зашел к знакомому иеромонаху на чай. Рассказал о том, как мы с друзьями провели вечер памяти старца Ипполита (Халина) в Сретенском монастыре. Отец Ипполит — это замечательный подвижник Русской Церкви, жил совсем недавно, был игуменом Свято-Николаевского мужского монастыря в Рыльске. Особенность служения архимандрита Ипполита в том, что он был скуп на слова, говорил мало и редко. Но самим образом своего жития он благотворно, по-евангельски действовал на тысячи людей вокруг себя, приводя их к Богу.
Я поделился с другом-монахом: посмотри, говорю, как интересно, человек ни одной проповеди в жизни не сказал, и привел к Богу тысячи людей. И даже в личных беседах не говорил ничего необычного. Так, общие слова назидания. Потому что дело было не в словах, а в молитве и личной святости.
А иеромонах, друг мой, по этому поводу вспомнил один случай из своей жизни. Было время, рассказывал он, когда получалось с Божьей помощью, вести действительно монашескую молитвенную жизнь. Послушания, молитва, чтение Священного Писания, изучение святоотеческих творений — ничего больше не знал, только этим занимался. Физически был всегда изможден, и как-бы навык говорить утратил без бесед с людьми. Еле связывал слова, да и говорить особо не хотелось.
И вот, подошла к нему с вопросами одна сотрудница монастыря, у которой были какие-то колебания в вере. Он ей ответил, но настолько нескладно, несуразно, что сам постыдился своего ответа. Через несколько дней она подошла к нему, сияющая, и призналась, что проплакала все это время от его слов, и что он как будто вдохнул в нее веру, обновил ее религиозное чувство. Снова начала ходить в храм, встала на путь спасения.
Иеромонах недоумевал тогда: что такого он ей сказал? А сейчас, спустя годы, понял, что дело не в словах было. А в том, что жил он так, что Бог был близко. И Господь как-то подействовал на эту женщину через убогое и нескладное слово иеромонаха.
Да. Потому что ищущий Бога человек слышит сердцем, а не ушами. И слышит только то слово, которое приправлено благодатью. А благодать живет лишь там, где идет брань со страстями. Если этого нет, слово наше будет иметь мало цены.
Потому церковный народ так любит слушать не очень-то искусных в красноречии, но святых проповедников. Например, старец Кирилл (Павлов). Если читать его проповеди в печатном виде, они могут показаться самыми обычными. Но когда люди вживую слышали этого титана духа, видели его лицо — воздействие простых слов отца Кирилла было очень сильным. Почему? Потому, что за каждой фразой стоял опыт.
Потому-то одни и те же слова в устах двух людей могут совершенно по-разному звучать. Слова одного проповедника действуют на людей, проповедь же другого не действует, хотя оба говорят о Христе.
Опыт жизни во Христе, и борьба со страстями — это обязательное условие для тех, желает говорить о Боге с другими людьми. Стоит об этом помнить.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 9 зач., III, 19-26
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня в наших проповедях можно проследить самые разные темы: это могут быть как темы, связанные с Евангелием, так и такие, которые соотносятся с Евангелием лишь опосредовано, например, темы, посвящённые здоровому образу жизни. В апостольскую эпоху не было такого многообразия предметов для проповеди, и всякая проповедь была посвящена Воскресшему из мёртвых Господу нашему Иисусу Христу. Одна из первохристианских проповедей звучит сегодня во время литургии в православных храмах, её автор — апостол Пётр, и взята она из 3-й главы книги Деяний святых апостолов.
Глава 3.
19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам; 23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Эта проповедь апостола Петра была обращена к иерусалимским евреям, которые стали свидетелями исцеления хромого от рождения человека. Конечно, такое исцеление не могло не впечатлить, ведь, с одной стороны, все люди прекрасно знали больного, они видели его на протяжении многих лет просящим милостыню у Красных дверей Иерусалимского храма, с другой, невозможно представить, чтобы кто-то, кто никогда не мог ходить, у кого не было ни физической возможности передвигаться на своих ногах, ни необходимого для этого навыка вдруг не только пошёл, но и, как свидетельствует книга Деяний, начал скакать (Деян. 3:8). Значительно проще представить, что новорождённый тотчас после своего появления на свет отправился на сцену Большого театра танцевать «Лебединое озеро». Апостол Пётр не стал мешкать, и всеобщее изумление использовал как возможность для проповеди Того, Чьей силой произошло это невероятное исцеление, то есть Христа Спасителя.
В своей проповеди апостол Пётр сделал несколько отсылок к книгам Ветхого Завета, эти отсылки были крайне важны для его аудитории, которая, напомню, была исключительно еврейской. Потомки праотца Иакова долгое время не были единым народом, да, они ощущали своё родство, но не более того, до появления Моисея они не были способны к консолидации, Моисей всё изменил, он дал еврейскому народу заповеди, исполнение которых и определяло, принадлежит человек к избранному Богом народу или нет. Грубое нарушение заповедей или же пренебрежение ими автоматически отторгало человека от народа, и, напротив, чужой по крови человек мог войти в число избранных Богом людей тогда, когда он начинал жить по заповедям. Моисей не только дал заповеди, сформировавшие еврейский народ, Моисей ещё и сказал, что данный им самим по внушению Божию закон имеет свои пределы, он достигнет их тогда, когда Бог воздвигнет «иного Пророка», то есть Христа Спасителя, именно на это пророчество Моисея, зафиксированное книгой Второзаконие, и сослался в своей проповеди апостол Пётр: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (Втор. 18:18).
Лучшие представители израильского народа веками ждали исполнения этого обетования, понимая, что жизнь в рамках установленного Ветхим Заветом обряда не способна насытить душу человека богообщением, не способна она и даровать благодать Духа Святого, следовательно, не может она и вернуть человека в состояние райского блаженства. Для всего этого нужен кто-то, кто будет выше Моисея, кто даст иной, превосходнейший, закон, именно этого Человека всеми силами проповедовали апостолы, ведь они своими глазами видели, что Бог воплотился, пострадал и воскрес, и через это Он открыл путь каждому человеку в Царство Небесное.
Апостола Петра многие поняли, но ещё большее число людей предпочли принесённой Христом свободе привычную жизнь в рабстве закону. Это их выбор, их право. Однако опыт двух тысячелетий христианства показывает, что лучше всё же отдать предпочтение Христу и Его Царству.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византийский эпос». Арсений Миронов
Гостем программы был доктор философских наук, ректор Университета имени Разумовского Арсений Миронов.
Разговор шел о Византийском эпосе, как возникали древние эпические сказания, какими были их герои и как менялись их образы от языческих к христианским
Ведущий: Дмитрий Володихин
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья