Ни на ком никогда нельзя ставить крест. Даже на самом отвратительном, как нам кажется, человеке.
Однажды мой четырёхлетний сын сильно повредил руку и мы с ним оказались в отделении травматологии. Мы попали в одну палату с мальчиком, от которого были в ужасе и медсёстры, и врачи, и другие мамы. В свои 12 лет Андрей говорил исключительно на приблатнённом жаргоне с обилием непечатных выражений, хамил взрослым и задирал детей, воровал продукты из тумбочек, к тому же был очень активным, шумным... Но милое определение «непоседа» с ним не вязалось, настолько дерзким и зловредным существом он себя проявлял. Его непрестанно наказывали, но он лишь озлоблялся.
Единственная взрослая среди шестерых человек в палате, я не стала воспитывать Андрея. Попросила мужа привезти нам альбом, карандаши и краски, а ещё набор паззлов, конструктор и пластилин. И всё это пошло в дело: увлечён был не только мой ребёнок, но и другие дети, соседи по палате. А Андрей... Сначала ему стало скучно, ведь на его выходки перестали обращать внимание. А потом он подсел ко мне и попросил нарисовать Крошку Енота из мультфильма. Только контуры, раскрасит он сам! Я смотрела на его вдохновенное и сосредоточенное лицо, на то, как выбирает он цвет для енотовой шёрстки, на его чистый лоб, брови вразлёт, и понимала: нет, совсем этот мальчик не злой, просто очень несчастный.
Так и оказалось. Мама Андрюши умерла, отцу было не до сына, Андрей часто убегал из дому, бродяжничал. И ногу покалечил на какой-то заброшенной стройке. Хорошо, что жив остался. Он откровенничал со мной, уже не эпатируя и не пытаясь давить на жалость, просто рассказывал о жизни. И о мечте своей — стать водителем, но для начала попасть в детдом. Он там жил немного, там добрые воспитатели, вкусные котлеты, а главное — машины, на которых можно ездить по-настоящему, картингами называются! Но потом чиновники его снова к отцу вернули...
Андрюша, казалось, позабыл все плохие слова, стал обычным подростком. Который очень-очень любит рисовать... Одним его рисунком я искренне восхитилась: с огромной кручи стремительно летел автомобиль, он летел в разноцветную долину, в большой прекрасный мир, и видна была скорость! Я попросила мальчика подарить мне картину на память. Как же он расцвёл, каким счастьем засиял! Его труд понравился, его рисунок кому-то нужен! И потом ещё до самой выписки спрашивал: «А вы точно картину не выбросите? Прям вот на стену повесите?..»
Прощаясь, я оставила Андрею карандаши и краски, и альбом. И коробку паззлов в придачу, с картинкой из его любимой сказки про Аладдина. А дома прикрепила его рисунок на видное место на стене. Но не на Аладдина же надеяться! Я молилась об этом мальчике и как журналист постаралась сделать всё, чтобы Андрей из больницы попал в детдом. В тот самый, с машинками-картингами.
Но рассказ мой не об этом. В этой истории удивительно ясно можно увидеть, что человек, кажущийся чуть ли не исчадием ада, на самом деле просто очень несчастный, никем не любимый и никому не нужный. Стоит начать обращаться с ним просто по-человечески, уважительно и по-доброму — и он преобразится. А уж если и радость творчества для него открыть!.. Всё, другим станет человек. То есть, собой настоящим станет, каким его Бог задумал.
Конечно, в данном случае это ребёнок, душа неокрепшая, пластичная. И сам-то случай — крайний: погладила я по головке мальчишку, который только того и ждал, маму свою хоть смутно, да помнил, вот и отозвался легко. Да и не знаю, как потом его путь сложился, кем он стал. Жизнь — штука непростая, с колдобинами. Но очень хочется верить, что всё у Андрея хорошо. Ведь он и сам — хороший.
Как и многие-многие люди, которые плохими и злыми кажутся. Вы приглядитесь!
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.