Святитель Иаков, епископ Ростовский, жил в четырнадцатом веке. Он принял монашеский постриг в монастыре недалеко от Ростова, а позже стал игуменом этого монастыря. В тысяча триста восемьдесят пятом году он был поставлен епископом на Ростовскую кафедру. Предание связывает со святителем Иаковом такую историю. Однажды он защищал осужденную на казнь женщину и по примеру Спасителя предложил бросить в нее первый камень тому, кто считает себя безгрешным. Князь и ростовские бояре рассердились на такую дерзость Иакова и изгнали епископа из Ростова. Выйдя из города, святитель подошел к озеру Неро и разостлал на воде святительскую мантию. Осенив себя крестным знамением он поплыл на ней как на лодке. На берегу, где он вышел, Иаков основал монастырскую обитель. Напрасно князь и горожане просили Иакова вернуться. Епископ простил их, но остался жить в основанном им Зачатьевском монастыре. В восемнадцатом веке монастырь стали называть Спасо-Иаковлевским - по имени приписанной к нему церкви и имени основателя. Сейчас это один из красивейших монастырей Ростова.
«Ценность семейных традиций». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы
В гостях у программы «Семейный час» были настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о семейных традициях, как они возникают и сохраняются, как объединяют семью и как такие традиции могут наполнять жизнь христианскими смыслами.
Все выпуски программы Семейный час
«Благотворительные образовательные проекты для детей». Никита Загускин
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был попечитель благотворительных образовательных онлайн проектов Никита Загускин.
Разговор шел о бесплатных образовательных проектах «ПАЗЛ», «ПАЗЛик» и «КОД», которые дают возможность детям из детских домов и школьникам из малых городов получить профессию в том числе в сфере современных цифровых технологий. Кроме того мы говорили о том, как оброзование формирует будущее ребенка, его ценности и интересы, и как взрослые могут помочь детям видеть и понимать, что такое ответственность, и уметь делать правильный выбор, сталкиваясь с различными сложными нравственными задачами.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Владимир Маковский. «В сельской школе»
— Простите, у вас билетик упал!
— Спасибо, милая барышня. Засмотрелся на картины, и обронил... Вы посещаете Тульский музей изобразительных искусств в одиночестве, как я вижу?
— Да, я одна сюда прихожу. Живу неподалёку. Меня Маша зовут.
— Рад познакомиться с тобой, Маша! А меня зовут Андрей Борисович. Я смотрю, у тебя в руках альбом и карандаши. Занимаешься рисованием?
— Да, учусь в художественной школе. Когда есть вдохновение, беру с собой всё необходимое и рисую прямо здесь. Мне разрешают сотрудники. А иногда просто прихожу полюбоваться на работы мастеров. Хотите, я вам свою самую любимую картину покажу? Пойдёмте!
— С удовольствием посмотрю!
— Вот она! Владимир Маковский. «В сельской школе».
— Какая хорошая, светлая работа! Мне тоже нравятся картины Владимира Маковского. Они добрые, искренние, настоящие... Про жизнь, про людей... Он сам был добрым человеком. О Маковском говорили, что в городе, в котором он жил, он знает все богадельни, все приюты...
— А почему про него так говорили?
— Он часто бывал там, где много бедных и страждущих людей. Помогал им. Его волновали судьбы простых людей, стариков и детворы. Крестьянские дети часто становились героями его работ.
— Как и на моей любимой картине! Художник нарисовал детей в крестьянской избе. Посреди комнаты стоит большой деревянный стол и лавки. Это сельская школа. За столом сидят дети. Много детей разных возрастов. Я вот только не пойму, почему они все учатся в одном классе.
— В конце 19-го века (а эта работа написана в 1883 году) школы были не во всех сёлах. И если удавалось открыть в селе школу, то для неё выделялась одна изба, как правило, с одним просторным помещением. К тому же, у детей разных возрастов тогда был примерно одинаковый уровень знаний. Вот и учились все вместе. Изучали арифметику, учились читать и писать, изучали Закон Божий.
— Девочки на картине справа, у окна, кажется, учатся читать. Школьникам помогают две учительницы. Одна из них склонилась над девочкой, которая выводит буквы в тетрадке, а вторая что-то объясняет двум ученицам у доски. В классе как-то уютно, радостно. Даже хочется туда попасть.
— Такое радостное, уютное настроение художник создаёт с помощью светлых пятен. Через большие окна в помещение льётся свет, падая на лица и головы детей. А в центральной части работы, в углу комнаты виднеется икона. Все эти детали важны для художника. Он подчёркивает, что познание — это Божий дар, данный человеку. Как в поговорке: ученье — свет. И каждый герой на картине стремится к этому свету.
— И стремится по-своему. У каждого — свой характер, это видно по лицам учеников. Кто-то нахмурился. Кто-то задумчиво улыбается... Наверное, что-то важное понял. А вот на картине слева художник изобразил двух малышей.
— Эти ребятишки ещё малы, чтобы учиться. Вероятно, они ждут своих братьев или сестёр. И потихоньку приобщаются к учёбе. Скоро они подрастут и тоже начнут заниматься. А что тебе в этой картине нравится больше всего?
— Мне нравятся сами ученики. Как им интересно учиться! Они думают над задачами, соображают, может быть, им даже трудно! Но они стараются, стремятся к знаниям! Вот бы и мне так!
— А я думаю, эта картина как раз про тебя! Девушку, которая любит узнавать что-то новое, развиваться, заниматься творчеством! Я очень рад, что познакомился с тобой, Маша.
— Я тоже рада, Андрей Борисович! Я много нового от вас узнала и ещё больше полюбила картину «В сельской школе».
Картину Владимира Маковского «В сельской школе» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России