К востоку от Иерусалима вплоть до Мертвого моря простирается Иудейская пустыня. Когда въезжаешь в пределы этого царства раскаленного песка, пейзаж за окном меняется мгновенно, будто перевернули страницу книги. Кажется, что здесь нет, и не может быть жизни - но это не так. В северной части пустыню от Иерусалима до Иерихона пересекает глубокое ущелье Прат. На дне этого каньона издавна животворящими потоками струились три источника, благодаря им здесь образовалась живописная долина, над которой желтыми исполинами нависают скалы. На выступе одной из таких скал, точно на узенькой полке, ютится древний монастырь Георгия Хозевита, основанный в пятом веке.
Отшельники в этих горах селились еще до Рождества Христова. Предание указывает на одну из скальных ниш как на место, где больше трех лет прожил ветхозаветный пророк Илия. Сейчас в этой пещере устроен храм, посвященный святому - он расположен выше всех других строений монастырского поселения. Считается, что в этой же нише сорок дней и ночей пребывал в посте и молитве, сокрушаясь о своей бездетности, праведный Иоаким. Именно здесь он получил весть о том, что вскоре у него родится Дочь. Родителям Богородицы, Иоакиму и Анне, посвящены настенные росписи Ильинского храма-пещеры.
Уровнем ниже расположена еще одна скальная церковь, она посвящена святому Георгию Хозевиту, имя которого носит монастырь. В маленькой нише церковной стены в деревянном ларце покоится череп этого подвижника, жившего в шестом веке. Здесь же в реликварии хранятся мощи сорока монахов, мученически погибших во время нападения персов на обитель. Храм Георгия Хозевита – самая древняя часть монастыря, здесь на полу сохранилась мозаика шестого века, а на стенах можно увидеть фрагменты старинной росписи.
Главная монастырская церковь посвящена Пресвятой Богородице. Убранство в ней относительно новое – например, иконостас был выполнен в 1942 году, а все иконы современные. Исключение составляют только створки Царских врат – они были расписаны в двенадцатом веке. Обратите внимание на роспись стен – это работа русского монаха, о котором известно только имя – Дионисий. О России немногочисленным насельникам обители напоминает еще один предмет, причем не богослужебный – герой войны 1812 года Денис Давыдов подарил палестинскому монастырю Георгия Хозевита… Самовар! Да, да, самый настоящий! Будете в обители – вам его непременно покажут.
Чтобы добраться до монастыря самостоятельно, нужно от центральной автостанции Иерусалима доехать до селения Мицпе-Йерихо – здесь пролегают многие маршруты, ведущие к Мертвому морю. За воротами этого поселка поворачиваем направо, и идем сначала по асфальтированной дороге километров пять, а потом спускаемся вниз, к монастырской ограде.
16 сентября. О подвиге Блаженного Иоанна Власатого
Сегодня 16 сентября. День памяти Блаженного Иоанна Власатого, Милостивого.
О его подвиге, — протоиерей Михаил Самохин.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим из нас сегодня кажется, что непременным условием настоящей свободы оказывается богатство. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы второго послания апостола Павла к кориняфанам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
7 А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, так изобилуйте и сею добродетелью.
8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.
9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.
10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.
11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.
12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.
13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.
14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность,
15 как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
Отрывок, который мы сейчас услышали, — это часть пространной речи апостола Павла, в которой он просит коринфских христиан оказать финансовую помощь иерусалимской общине. «Вы верите, — говорит он, — это прекрасно. Как прекрасны ваши речи и стремление к познанию и вообще всякое усердие... Но проявите своё христианство на практике и окажите реальную помочь братьям, которые оказались в трудной ситуации». Апостол не принуждал христиан Коринфа, хотя как основатель их общины мог бы говорить в других выражениях. Вместо этого он просто привёл им в пример другие общины, которые проявили свою щедрость, что для коринфян должно было стать своеобразным вызовом.
В обычной жизни люди уверены, что деньги позволяют им действовать свободнее, потому что свободу мы ассоциируем с удовлетворением желаний. Захотелось съесть то или иное блюдо — пошёл в ресторан и съел, захотелось побывать на курорте — купил билеты и слетал. Не случайно же есть выражение «любой каприз за ваши деньги». Но является ли возможность удовлетворить любой свой каприз, любой грех и страсть настоящей свободой? Думаю, что нет, и это очевидно. И дело не в каком-то христианском морализаторстве, но просто в объективной оценке. Желания у человека могут быть разными. Несомненно, часть из них можно удовлетворить с помощью денег. Но опыт показывает, что привычка удовлетворять желания таким способом приводит к тому, что человек распространяет её на все прочие сферы жизни. Например, ему хочется, чтобы дети его любили и уважали, и он заваливает их подарками... покупая их эмоции. Хочется мирных отношений с супругой или супругом — то же самое. Зачем тратить время на установление личных связей, зачем просить прощения, если обидел, ведь всё могут решить деньги. Естественно, не всегда это так, но опасность очень велика. Стремясь к подлинной свободе, человек призван стать свободным и от этих порочных стратегий в своём поведении. От скупости, от превозношения, которое является частым спутником богатства.
Понимая это, апостол Павел призывает учеников осознать жертвенность Христову и «обогатиться Его нищетою». С филологической точки зрения, это звучит как оксюморон, потому что нищета не может быть богатой. И всё же обогатиться нищетой вполне возможно, так как нищета даёт новый опыт восприятия реальности, в ней есть только ты и Бог, Которому ты доверяешь. Не своим силам, не своим деньгам, но Ему, Творцу мира. При этом важно понимать, что апостол не призывал учеников совершенно всё отдать христианам Иерусалима или кому бы то ни было ещё. Его призыв был призывом к тому, чтобы научиться щедрости и жертвенности, а через них обрести опыт деятельной любви и настоящей свободы.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Школа заботы» для людей, столкнувшихся с деменцией и их близких
21 сентября в Москве пройдёт большой семинар «Школа заботы». Это событие для тех, кто столкнулся с тяжёлым диагнозом — деменция — в своей семье. Проводит семинар фонд «Альцрус». Его специалисты регулярно организуют подобные встречи в столице и других городах.
Валентина из Москвы тоже стала участницей «Школы заботы». «Впервые я услышала слово „деменция“ от врача, — рассказывает женщина. — Он так и сказал: у вашего папы деменция. И отправил домой, ничего не объяснив, только добавил: будет очень тяжело. Я не поняла, что это значит, и стала искать информацию в интернете. Но её так много, что разобраться в этом в одиночку сложно. Как-то от знакомых я узнала о школе для тех, кто столкнулся с деменцией, и записалась. В итоге 6 часов я сидела с другими участниками и слушали врача, специалиста по уходу и задавала вопросы. Мне как будто открылся новый мир, я поняла, с чем придётся столкнуться. Школа подарила мне ценные знания и поддержку. Теперь я знаю, что есть место, куда я могу обратиться за помощью и советом. А ещё есть специалисты, которым такие как я и мой папа — небезразличны», — говорит Валентина.
Деменция — это тяжёлое состояние, когда человек теряет способность мыслить, запоминать, считать и распознавать предметы, он не узнаёт родных и часто вообще не понимает, где он находится. С прогрессией болезни человек нуждается в постоянной заботе. Но как всё сделать правильно? Об этом и многом другом специалисты Фонда «Альцрус» расскажут 21 сентября на семинаре «Школы заботы» в Москве. Все участники получат краткий справочник по деменции, который поможет им в дальнейшем.
Узнать подробнее о семинаре и записаться на него можно на сайте фонда «Альцрус» или вот тут: https://ano-altsrus.timepad.ru/event/3018875/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов