Преемники Алекандра Невского на великом княжении Владимирском были обыкновенными грешными людьми, обуреваемыми страстями. Они не могли нести самоотверженный подвиг служения Родине так, как его нёс Александр. Наоборот, взаимные счеты и соперничество с братией имели среди них первенствующе значение. Так было при братьях Невского — Ярославе и Василии. Еще хуже пошли дела при старших сыновьях Александра — Димитрии и Андрее.
Между ними не замедлила возникнуть продолжительная и кровавая борьба, в которой несколько раз принимали участие и Татары. Они приходили поддерживать Андрея и при этом сильно опустошали всю Землю.
Время великого княжения Андрея было одно из самых безотрадных в жизни Русской Земли.
После покорения нашей Родины Татарами, наибольшее значение и самостоятельность сохранила за собой Северо-Восточная Русь. Но получение её великокняжеского стола зависело уже исключительно от наших новых владык. Кто из князей был в состоянии истратить в Орде больше денег на подкуп ханских вельмож, тот и мог рассчитывать получить ярлык на великое княжение.
Это повело к сильному ослаблению родового единства между князьями.
Уделы теперь составляли полную собственность княжеской семьи. По смерти отца, владения его переходили не к брату, а к детям, и делились между ними. Это вызвало сильное мельчание уделов. Князья же, в них сидевшие, делались все более и более чуждыми друг другу.
Даже добившись великокняжеского стола, князья уже не идут во Владимир, а присоединяют его к своему княжеству и управляют им из своего удела. Свои отношения к другим князьям они определяют каждый раз особыми договорами, в которых подробно объяснялась степень зависимости одного князя от другого.
Новгород, будучи расположен далее других земель от татар, крайне неохотно шел на то, чтобы участвовать со всеми русскими людьми в несении тяжелого Татарского ига. Великие же князья, принужденные платить огромную дань, постоянно нуждались в деньгах и считали справедливым требовать, чтобы и богатый Новгород участвовал в этих расходах.
Уже преемник Александра Невского, брат его Ярослав, вел настолько ожесточенную борьбу с Новгородом, что хотел даже призвать себе на помощь Татар. И только другой брат его, Василий, успел отклонить эту беду от Новгорода. Та же борьба с Новгородцами шла постоянно и у прочих великих князей.
Отношения Татар к Русской Земле по смерти Александра Невского продолжали быть крайне тяжелыми. В 1266 году умер хан Берке и «была ослаба Руси от насилия Татарского», — говорит летописец. Но в 1275 году последовала новая перепись населения. Конечно, с величайшими насилиями.
В 1270 году погиб мученической смертью Рязанский князь Роман Ольгович. Он удерживал от насилий одного Татарского баскака при сборе дани, а тот пожаловался в Орду, донося, что Роман поносит Татар и их веру. Тогда Романа вызвали в Орду и там предложили ему на выбор: или отступиться от христианства, или быть убитым. Роман выбрал последнее. Память святого мученика Романа чтится нашей Церковью 19 июня.
Русские люди, по смерти Александра Невского, должны были нести и другую тяжелую повинность. Татары стали требовать от Русских вспомогательных отрядов для своих походов.
После смерти Даниила Романовича, Галицкая Земля разделилась между тремя его сыновьями — Львом, Мстиславом и Шварном, а Волынь осталась по-прежнему за дядей их — Васильком Романовичем.
Доблестный Василько Волынский пережил своего горячо любимого брата на двенадцать лет и умер смиренным монахом близ Львова. Ему наследовал единственный сын его — Владимир-Иоанн. Отличаясь большой храбростью и страстью к охоте, он вместе с тем был очень набожным и высокообразованным человеком, за что и получил прозвание Философа. Много потрудившись на пользу своей Земли, последние годы своей жизни Владимир был тяжко болен гниением нижней челюсти и переносил свои страдания с великим смирением. Будучи бездетным, он завещал свой стол двоюродному брату — Мстиславу Данииловичу. А все свои сосуды и вещи из золота и серебра перелил в гривны и роздал бедным.
Когда, в 1288 году, он умер во Владимире Волынском, то все граждане, от мала до велика, провожали его в могилу.
Бабушка Рая. Дарья Кравченко
В начале весны раздался звонок. На другом конце трубки была наша любимая бабушка Рая. Она звонила напомнить, что скоро начнется посадка картошки и вся семья должна быть в сборе. Бабушкины дети давно смирились с шустрой старушкой, которой непременно, во что бы то ни стало нужно было сажать картошку, разводить кур, гусей, высаживать цветы и красить ставни, каждый сезон. А вот мы, внуки пытались спорить с ней по вопросу важности посадки картошки.
«Ну, почему нельзя просто купить эту картошку в магазине?» — стонали мы, едва разгибая спины затекшие от многочасовой работы на грядках. Наши пылкие недовольства быстро затухали, потому что бабушка так искренне, по-детски отвечала: «Такой картошки — вы точно не купите».
И все продолжали выполнять бабушкины указания.
Баба Рая — хранительница семейного порядка и традиций. На Пасху белоснежные рушники для куличей, на Радоницу красивые цветы, заботливо подобранные и высаженные на могилках усопших родственников, ореховые булочки в виде птичек на день Севастийских Мучеников. Бабушка хранитель всех традиций. Она — душа нашей семьи. Она наш моторчик: поддержит, поможет, приободрит и помолится украдкой за нас непутевых. Лишнего не бери, а бедным помогай — всегда учила нас бабушка Рая.
С возрастом мы начали понимать, что ее просьбы посадить картошку- вовсе не прихоть и капризы, а еще один повод всех собрать, воссоединить семью, помолится вместе перед трапезой, прижать внуков, напоить парным молоком.
С годами приезжать к бабушке становилось все сложнее, потому что всех нас разбросало по городам. А уж когда приехали и побыли в теплом доме, окутанные заботой и молитвой нашей бабушки Раи, уезжали буквально со слезами. Невыносимо было уезжать. И совсем не от физической усталости после дня проведенного в огороде, а от ее грустных глаз.
Бабушка весь день собирала гостинцы. Все, что только могло поместиться в машину, начиная с пирогов и заканчивая рассадой. Она бережно перекладывала салфетками каждый фрукт для внуков и правнуков. Выбирала самые крупные плоды, а себе всегда оставляла, что похуже, да помельче. А потом весь вечер перед отъездом с грустью смотрела на малышей.
Бабушкины натруженные руки выдавали ее нелегкую жизнь, а ее сияющие голубые глаза были полны жертвенной любви ко всем нам. Перекрестит на дорогу, прошепчет в след: «храни вас Господи» — и стоит она в одиночестве машет рукой, пока наша машина совсем не скроется из виду.
Это — история про всех бабушек, наших дорогих молитвенниц, которых мы должны беречь. В храмах у наших бабуленек свой взгляд на жизнь и веру. Иногда бормочут, что юбка коротка или губы ярко накрашены. Но все с детской наивностью и любовью. Берегите их наших ангелов — молитвенниц. Смиряйтесь и чаще навещайте. Когда не станет наших бабулечек, Кто позовет сажать картошку?
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Посади дерево»
В это субботнее утро мы с женой отправились к скверу у нашего дома. Собственно сквером ему ещё предстоит стать. Здесь проложены дорожки и установлены скамейки, а вот деревьев пока нет. Когда-то здесь был пустырь, а недавно городские власти решили его обустроить. И к посадке деревьев привлечь местных жителей.
Получив консультацию специалиста по озеленению, взяв лопату и саженцы берёзы, мы направились к аллее, вдоль которой люди уже высаживали деревца. Выкопали нужных размеров яму, подсыпали плодородного грунта, добавили немного керамзита. Затем установили берёзку в углубление, аккуратно засыпали землёй и обильно полили. Сделали всё по правилам. Специалист, ходивший по аллее и присматривающий за процессом, нам одобрительно кивнул.
В это утро мы посадили три саженца. Скоро наш сквер превратится в березовую рощу. Я, улыбаясь, обнимаю жену. Что там предлагается в жизни сделать мужчине? Посадить дерево, родить сына и построить дом. Дерево мы посадили, сына скоро родим — супруга в положении, мы ждём мальчика, придёт время и дом построим! Да, это не только мои личные мужские задачи, а наши общие с женой. И с Божией помощью мы их выполним.
Все выпуски программы Утро в прозе
16 мая. О проповеди
В 4-й главе Книги Деяний апостолов есть слова молитвы: «Дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё».
О проповеди, — епископ Бердянский и Приморский Феодор.