
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 71 зач., II, 18 - III, 10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Людей, смотрящих на религию со стороны, порой удивляет, что требования, которые предъявляются к верующим, кажутся заведомо неисполнимыми. Для чего такие требования даже озвучивать, если их уровень для человека недостижим? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.
25 Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная.
26 Это я написал вам об обольщающих вас.
27 Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
28 Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его.
29 Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.
Глава 3.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.
2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
3 И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.
4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.
5 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха.
6 Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
7 Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен.
8 Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.
9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
10 Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.
Иногда у людей, которые открывают для себя историю Церкви первых веков, создаётся впечатление, что она, в отличие от нашей, идеальна и исполнена исключительно людьми святой жизни. Действительно, судя по книге Деяний святых апостолов и по апостольским посланиям, в первые десятилетия существования Церкви Дух Святой являл обильные свидетельства Своего присутствия, чем помогал молодой христианской общине выстоять в мире, полном испытаний и враждебности. Впрочем, из тех же текстов, как и из сегодняшнего отрывка, мы узнаём, что жизнь учеников никогда не была идеальной. Уже в то время были те, кто, сначала став христианами, в итоге из Церкви ушли... те, кто стремился обольстить учеников, увлекая их ложными учениями. И были те, кто выбрали Бога и старались быть Ему верны. Поверив во Христа как в Спасителя, они старались поддерживать с Ним связь, или, как формулирует апостол, «пребывать в Нём». Связь эта поддерживалась очень интересным способом: всякий делающий правду, то есть совершающий праведные дела, духовно рождался от Него. Для апостола очевидно, что в этой жизни ученики не могут быть совершенными и, конечно, не уподобятся Богу, но семена праведности, посеянные в этой жизни, прорастут так, что христиане увидят Господа лицом к лицу. Пока же для них важно не идти на сознательное беззаконие, не останавливаться в борьбе, не давать места явной измене Богу. Дети могут вести себя по-разному, но пока они с рядом с родителями, пока они проявляют любовь и не бунтуют, не отказываются от них, даже допуская слабости, они не перестают быть детьми. Тем более, что Сам Бог не просто требует чего-то невозможного, но приходит к людям, берёт на себя их грех и помогает тем, кто согласился быть Его учеником.
О рождении свыше апостол пишет очень коротко, но в жизни это рождение оказывается длительным процессом, результатом которого бывает святость и невозможность грешить. В своём внутреннем выборе Бога верующие действительно святы, но в своих делах они идут к этой святости постепенно. Совершая дела любви, они рождаются в новую жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Там, где мы есть»

Фото: Davide Cantelli / Unsplash
В библиотеку мне совсем не хотелось. На улице — тёплые, солнечные деньки, и так здорово гулять по городу, смотреть, как полыхает на солнце разноцветное пламя в кронах деревьев — жёлтое, красное, рыжее. Но завтра важный зачёт. И поэтому я не буду сегодня бродить по осенним проспектам и ловить падающие кленовые листья. А проведу день в полумраке читального зала.
Библиотека встречает тишиной. Я взяла свои книги, села за стол, включила лампу. Ещё раз со вздохом взглянула в окно на яркий день. Ну почему я сейчас не там?! Открываю объёмный том. Что это? Какая-то бумажка между страниц. Сложенный вдвое листок бумаги. Наверно, чья-то закладка. Листок старый, пожелтевший, кое-где помятый. Кажется, на нём что-то написано. С любопытством разворачиваю. Красивым, ровным почерком, на листке выведены слова: «Хорошо там, где мы есть».
Откладываю листок в сторону. Тоже мне, откровение! Ну чего хорошего в том, что я сейчас сижу в библиотеке, вместо того, чтобы наслаждаться последним, может быть, тёплым днём?.. А вдруг... Вдруг прав тот, кто это написал? Ведь я же тут не просто так. Я готовлюсь к зачёту. Сдам его, и в выходные буду спокойно гулять, а не готовиться к пересдаче. Значит, хорошо, что я здесь!
Улыбаюсь и успокаиваюсь. Открываю нужную страницу, а закладку возвращаю на место. Вдруг ещё кому-нибудь пригодится?
Текст Анны Покровской читает Лариса Брохман.
Все выпуски программы Утро в прозе
23 февраля. О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом

Сегодня 23 февраля. Неделя о Страшном Суде.
О приготовлении к Великому посту и предстоянии перед Богом — игумен Лука (Степанов).
Многие не знают этого названия, последней перед Великим постом недели, а знают только, что это Масленица, время веселья, развлечения, катания, гадания. А надо бы помнить, что эта неделя в церкви как раз именуется неделей о страшном суде. Это период, когда заканчивается время и начинается вечность. А время, нам знакомое, начнется уже с грехопадения Адама, с следующего воскресения, изгнания из рая и уже в течение времени так, как нам оно знакомо по нашей с вами жизни. Так что, это самая сырная неделя, сплошная седмица, но в которую уже не вкушается мясная пища. Есть время созерцания своего предстояния перед лицом Божьим. В вечности — это богослужения, которые уже имеют вид и интонации Великого поста. На этой седмице уже начинается чтение молитвы Ефрема Сирина с коленопреклонениями накануне среды и пятницы. Это особо потрясающее всякую душу христианскую свидетельство Евангелия о том, как неумытный суд Господень будет для каждого несомненной реальностью.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 февраля. О творчестве Всеволода Крестовского

Сегодня 23 февраля. В этот день в 1840 году родился русский писатель Всеволод Крестовский.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Пожалуй, всего долговечнее оказалось его творчество в жанре городского романса. Действительно, такие композиторы, как Иван Бородин, Виктор Пасхалов, с удовольствием брали произведения поэтические малые формы Крестовского, и его романсы пережили как авторов музыки, так и самого поэта. В частности, Надежда Плевицкая, знаменитая певица своего времени, очень любила стихи Крестовского «Под душистой ветвью сирени», «Прости на вечную разлуку! — Твой голос грустно прозвучал». Это были своего рода романтические шлягеры своего времени. В наше время, когда чрезвычайно занижены все критерии эстрадного искусства, эти произведения показываются вам высокими, благородными, трогающими душу, как музыкальным рядом, так и сентиментальным слогом. Поэтому мы с вами сегодня и помянем ушедшего давно в лучший мир русского поэта и писателя Всеволода Крестовского и помолимся об упокоении его души.
Все выпуски программы Актуальная тема