
Сегодня 16 февраля. Неделя о блудном сыне.
О духовном смысле евангельской притчи о блудном сыне — священник Николай Яковлев.
Это, пожалуй, самая наглядная притча, которая открывает нам образ отца как любящего и всепрощающего Бога. Ведь отец не должен был отдавать наследство сыну, потому что по ветхозаветным канонам наследство раздавалось только после смерти родителей. То есть тем самым сын обидел, оскорбил своего отца, сказав ему, отдай мне мои деньги, как будто ты умер для меня, а я для тебя. И вот не нарушая свободной воли своего сына, отец говорит, возьми, сыночек, то, что ты просишь, и отдает сыну наследство. И, конечно же, ярчайший момент падения сына, полнейшая деградация, духовный блуд. Юноша устраивается рабом пасти свиней. Ведь мы знаем, что по древнеиудейским канонам не только прикоснуться к свинье, но даже ступить на землю, где паслась свинья, это самый страшный грех осквернения. А во время лютого голода свиньи и в цене были дороже рабов. И потому этот человек не мог насытиться от пищи для свиней. То есть в глазах своих соплеменников он был хуже самой последней свиньи. И, конечно же, потрясающий финал. Сын приходит в себя и возвращается к отцу, чтобы устроиться у него наемником. Отец принимает его, поднимает с колен и говорит такие слова, которые нам не совсем понятны. Принесите ему лучшую одежду. Казалось бы, человек пас свиней, пропитан зловонием. Принесите перстень на руку его. Его бы сначала в бане омыть по-человечески. Принесите ему лучшую обувь на его ноги. Вот это и есть образ всегда и, безусловно, любящего нас Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая помощь жителям Белгородской области

Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде — один из купных источников помощи в регионе. За поддержкой сюда приходят местные жители, люди из приграничья и беженцы. Старшая сестра милосердия Елена Химченко рассказала: «Из-за обстрелов многие по-прежнему остаются без своего жилья, скитаются по родственникам, знакомым и арендованным квартирам. Сложно... Мы оказываем помощь, рассматривая каждую ситуацию индивидуально. Всех стараемся встречать с пониманием и любовью».
Ежедневно в Марфо-Мариинскую обитель в Белгороде обращаются до 65 семей. Они получают здесь продукты, детское питание, средства гигиены, постельное бельё, бытовую технику и многое другое. Кроме этого, сёстры милосердия навещают людей в пунктах временного размещения и вместе с волонтёрами доставляют помощь на дом тем, кто не может добраться до обители. А ещё заботятся о жителях освобождённых территорий Харьковской области. «Наш священник, отец Леонид Олейник, постоянно ездит туда совершать Литургию, узнаёт нужды семей, и мы стараемся закрывать их потребности», — делится сестра милосердия.
Ни одна просьба, которая поступает в белгородскую обитель, не остаётся без внимания. Однако, чтобы люди продолжали получать здесь срочную помощь, необходимо постоянно пополнять запасы вещей и продовольствия. И сегодня есть особая потребность именно в продуктовых наборах.
Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде вновь поддерживает фонд «Мои друзья». Он открыл сбор на продуктовую помощь и приглашает всех неравнодушных принять в нём участие. Сделать это можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Страшном суде». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.8:8-9:2) и Евангельского (Мф.25:31-46) чтений в воскресенье, называемое «Неделя о Страшном суде», о «мясопустной неделе» — Масленице, о днях памяти равноапостольного Кирилла (учителя Словенского), Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица