
В советские годы популярным было мнение, что изложенные в Библии события не более, чем миф. И исторические свидетельства Священного Писания не заслуживают внимания исследователей. Но это не так. И эпизод, о котором говорится в псалме 74-м, имеет внебиблейские подтверждения. 74-й псалом читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 74.
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твоё; возвещают чудеса Твои.
3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».
5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
Прозвучавший псалом не принадлежит перу царя Давида. Он был написан значительно позже — в годы правления преемника Давида по трону, Езекии. Некогда цельное Израильское царство разделилось на две части. И Езекия возглавлял Иудею — южную и меньшую часть некогда могущественного государства, созданного Давидом и Соломоном.
В седьмом веке до Рождества Христова Иудея оказалась под угрозой завоевания могущественным соседом — Ассирией. Ассирийцы на пути к исторической Палестине буквально смели все встречавшиеся им страны и армии. И крошечная Иудея виделась им лёгкой целью. Военачальники ассирийцев хулили древних евреев и истинного Бога, предвкушая скорую победу. Царь Езекия находился в унынии, но был утешен пророком Исаией, сказавшим, что Господь никогда не оставляет верных ему людей. Или, как говорится в псалме: «Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твоё; возвещают чудеса Твои».
В адрес ассирийцев звучит предупреждение: «Говорю безумствующим: „не безумствуйте“, и нечестивым: не хвалитесь своей силой». Для тех, кто не послушается Бога, псалом предрекает печальную участь. Эти люди выпьют чашу страдания. Выпьют до конца. Или как говорится в псалме — «вплоть до дрожжей». То есть до осадка, который скапливается на дне сосуда с натуральным, непроцеженным вином. А роги неправедных, то есть могущество, будет сломлено.
Так и произошло с ассирийцами. В ночь накануне штурма Иерусалима в лагере завоевателей произошло нечто необъяснимое. Библейская книга Паралипоменон говорит о явлении ангела, который поразил несколько тысяч солдат неприятеля. Ассирийские источники о чуде умалчивают, но упоминают, что тот поход закончился неожиданно. А Иерусалим взять так и не удалось. Вывод из всего прозвучавшего имеет двойной характер. Первое — Библия заслуживает доверия. Второе — если держаться за Бога и жить по Его заповедям, все невзгоды будут, с Божьей помощью, преодолены.
Псалом 74. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 74. (Церковно-славянский перевод)
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как отличить оригинал от подделки и качественный товар от некачественного? Можно, конечно, говорить о внешнем виде и надписях на этикетке, но подделки бывают очень искусными, так что в некоторых случаях путь остаётся только один — это путь опытный, проверка в самой работе. А возможно ли как-то оценивать путь христианской жизни, чтобы понять её качество? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Сложно себе представить, какой перелом должен был происходить в сознании язычников, которые принимали христианство. Дело в том, что язычники не воспринимали свои взгляды как истины, открытые им богами. Христиане же верили, как, впрочем, верят и сейчас, что их взгляды основаны на откровении Бога о Самом Себе, Своих действиях и замыслах. Причём Бог не просто открылся людям, но сделал это в том числе потому, что от правильности взглядов зависит правильность их жизни и достижение целей. Иными словами, от практически полной вероучительной вседозволенности язычник переходил к вере в основных чертах довольно строгой и однозначной.
Впрочем, распространилось и в конце концов победило Римскую империю христианство не столько благодаря особенному вероучению. В первую очередь язычники поражались тем взаимоотношениям, которые царили в общине верующих. Язычники так и говорили: «Посмотрите, как христиане любят друг друга». Уже потом, приходя в Церковь и становясь оглашаемыми, то есть готовясь ко крещению, они понимали, что эти взаимоотношения рождаются не просто из доброй настроенности, но из их специфического взгляда на Бога и мир, пронизанный Его любовью. Христиане не просто договаривались с Богом или покупали жертвами Его хорошее отношение. Они принимали Его слово как правду о мире и самих себе, соблюдали заповеди и чувствовали, что могут говорить с Творцом особенным образом, как свои. Не дерзко, не нагло, но именно дерзновенно.
При этом, конечно, мимикрировать под христиан пытались многие и для апостола Иоанна, как мы слышим в сегодняшнем чтении, важно не только напомнить заповедь о любви, но и подчеркнуть, что её правильное исполнение связано с верой в Иисуса Христа как Бога, пришедшего во плоти. Апостол называет это главным признаком присутствия духа Божьего в человеке. Но как это связано с практикой жизни? Да очень просто! В жестоком и эгоистичном мире верить в любовь и стремиться жить по любви можно, только если на твоей стороне Сам Господь. И не просто, как болельщик, но как участник твоей команды. Ведь как величественно звучат слова: «Дети, вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». И заметим, что говорится это малой и гонимой общине, общине, которая противостоит огромной империи. Как тут не прийти в ужас? Как не поддаться отчаянию? Только одним способом: верить, что заповеди не выдуманы людьми, но открыты и даже исполнены самим Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о блудном сыне и французская литература XIX-XX веков». Протоиерей Павел Карташёв

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне. Мы говорили, как в романе французского писателя Фредерика Стендаля «Красное и черное» прослеживается отход автора и общества от Бога и поиск счастья вне Церкви. А также речь шла о французских поэтах, для которых основой творчества стало возвращение к вере и христианским ценностям.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них»

В 1897 году иерей Иоанн Восторгов поселился в Грузии. Грузинский архиепископ Владимир Богоявленский поручил ему преподавание Закона Божия в нескольких гимназиях города Тифлиса. А спустя три года, в 1900 году, назначил иерея Иоанна епархиальным наблюдателем церковноприходских школ. За годы служения священника в этой должности число школ в епархии удвоилось. Несколько школ заработали в самых неблагополучных районах Грузинского Экзархата. Занятия начались и для детей из тифлисских трущёб, населённых сектантами. Здесь было организовано восемь школ. Через несколько месяцев после открытия учебных заведений число учащихся в них достигло пятисот человек. Двадцать процентов составляли дети сектантов. Иерей Иоанн Восторгов, позже прославленный Церковью в лике священномучеников, так писал об этом в одном из своих дневников:
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».
Все выпуски программы Слова Святых