Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня наша Церковь торжествует Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, событие, которого ждали многие поколения порабощённых грехом и смертью людей. Когда мы размышляем об этом, то у нас неизбежно возникает масса вопросов. К примеру, нам бывает непросто понять, почему Христос не мог прийти раньше. Или же почему Он пришёл через рождение от Девы. И почему вообще наше спасение устроено так, как оно устроено. С одной стороны, это вопросы, которые подразумевают развёрнутый и пространный ответ, с другой же стороны, звучащий сегодня во время праздничной литургии в православных храмах отрывок из 4-й главы Послания святого апостола Павла к Галатам сумел ответить на все эти вопросы буквально тремя небольшими предложениями. Давайте послушаем их.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Христос, согласно только что прозвучавшему отрывку Послания к Галатам, воплотился тогда, «когда пришла полнота времени». Это, на первый взгляд весьма загадочное выражение, православная традиция прочтения Послания к Галатам традиционно понимает как аналог совершеннолетия человека применительно к человечеству. Мы прекрасно понимаем, что любой человек учится и развивается всю свою жизнь, и совершеннолетие — это лишь необходимое юридическое понятие. Однако понятие возраста зрелости и связанных с ним обязанностей мы можем найти в любой культуре, было оно и в культуре Библии. Это понятие апостол Павел перенёс на все человечество, которое, конечно же, никогда не перестанет развиваться, но при этом оно к моменту Христова Рождества обрело ту степень зрелости, которая позволила Спасителю воплотиться. Толкователи по-разному отвечали на вопрос о том, что же именно подразумевала эта зрелость. К примеру, довольно широко известно предположение, что дело в появлении и усилении Римской империи, ведь внутри империи было удобно нести Благую весть. Конечно, эта мысль выглядит довольно странно, ведь она ставит спасение человечества в зависимость от развития форм бытия государства. Более вероятным видится иное наполнение слов апостола Павла, то, о котором писал святитель Феофан Затворник: «Всё духовное, истинно Божие от Господа Иисуса: внешняя история может идти своим чередом; но среди него незримо зреет племя Божие, — единое ценное, вне коего всё ничтожно». Вызревание упомянутого святителем «племени Божия» — вот та причина, по которой Христос пришёл тогда, когда Он пришёл.
Далее апостол Павел изложил прекрасно известные любому христианину истины: Единородный Сын Божий — Христос — «родился от жены», то есть стал Человеком, но не неким суперменом, нет, Спаситель «подчинился закону». Это последнее выражение можно понимать как минимум двумя способами. Во-первых, как указание на то, что Христос во всём подчинялся иудейскому закону, а во-вторых, как свидетельство того, что Спаситель понёс на Себе все тяготы человеческого бытия, ведь Он стал человеком в полном смысле этого слова, и то, что можно сказать о нас как о людях, можно сказать и о Нём. К второму образу понимания слов апостола Павла склоняют нас и дальнейшие слова Послания к Галатам: «Подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:5). Искупление затронуло всех, а не только одних лишь иудеев, и мы знаем, что Господь дал нам свободу от грехов, Он уничтожил их, и мы, веруя во Христа как в Сына Божия, причащаясь Его Тела и Крови становимся с Ним едины, мы получаем усыновление от Бога, а это в свою очередь означает, что мы уже не ничего не значащие рабы, мы, как о том написал апостол Павел, сыновья Божии и наследники Его обетований через Иисуса Христа.
Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и чтобы вели жизнь, которая бы соответствовала нашему призванию и нашему высочайшему статусу! Дай Бог, чтобы свет Христова Рождества наполнил наши души, и мы стали проводниками веры Христовой для всех тех, в чьи сердца ещё не проникла Благая весть нашего Спасителя и Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 315 зач., VII, 1-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых таинственных персонажей Библии — это Салимский царь Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего. Об этом человеке Ветхий Завет упоминает всего лишь два раза: в 14-й главе книги Бытия и в 109-м псалме. Новый Завет совсем иначе относится к Мелхиседеку, и в Послании апостола Павла к Евреям мы встречаем имя этого человека девять раз. Звучит оно и сегодня в православных храмах во время чтения за литургией отрывка из 7-й главы Послания к Евреям. Давайте послушаем эти апостольские слова и попытаемся понять, почему Мелхиседек столь важен для эпохи Нового Завета.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
То, что в только что прозвучавшем отрывке Послания к Евреям сказано о Мелхиседеке, представляет собой, с одной стороны, пересказ истории, изложенной в 14-й главе книги Бытия, а с другой — толкование ветхозаветного сюжета. Здесь мы видим не только упоминание Мелхиседека и того, что произошло во время его встречи с Авраамом, но и объяснение значения имени Мелхиседека, а также сопоставление его с Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом. Получается, что Послание к Евреям предлагает нам видеть в Мелхиседеке прообраз Спасителя, то же самое предлагает делать и Псалтырь, в которой мы можем найти такие слова: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4).
Но почему это важно? Почему какой-то таинственный «чин Мелхиседека» заслуживает того, чтобы посвящать ему строки Священного Писания?
Ответ мы можем найти здесь же, в Послании к Евреям. Дело в том, что Ветхий Завет знал лишь одно священство — священство Аарона, которое было установлено при Моисее. Это священство ещё можно назвать «священством по чину Аарона», выше него в законе Моисея не может ничего быть. Однако тот, от кого произошёл Аарон, то есть праотец Авраам, принял благословение и отдал десятину абсолютному чужаку — священнику Мелхиседеку. Иными словами, Авраам признавал превосходство священства Мелхиседека над грядущим священством Аарона, кроме того, благословляя Авраама, Мелхиседек благословил и всё его потомство, включая Аарона. Но кто мог благословить Аарона, кроме Самого Бога? Получается, что Мелхиседек — прообраз Христа, и об этом знал Ветхий Завет. Но вот время прообразов закончилось, то, что виделось как некая неясная тень, стало явью, Христос пришёл, и, придя, Он сделал ненужным священство Аарона со всеми его установлениями.
Собственно, цель Послания к Евреям именно в этом и состояла: показать, что ветхозаветные постановления утратили своё значение после Христова Пришествия. Нетрудно догадаться, почему в дни празднования Рождества Христова этот отрывок звучит в наших храмах, ведь ещё одно крайне важное следствие Боговоплощения состоит в том, что отныне нет необходимости в принесении каких бы то ни было жертв, и нет необходимости в том виде священства, который был до Христа, теперь есть лишь Один Священник, Который Сам является и Жертвой, и Тем, Кто Жертву приносит, а потому мы и молимся за каждой божественной литургией такими словами: «Ты — приносящий и приносимый, и принимающий, и раздаваемый, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Год назад Самарский фонд просвещения «Вера» совместно с «Русской иконописной школой» запустил в местах лишения свободы уникальный проект по дистанционному обучению осуждённых искусству иконописи. Его основанная задача — помочь людям освоить новую профессию и привести их к внутренним переменам. Ведь сам процесс создания икон влияет на духовную жизнь, направляет сердце человека к Богу.
Занятия организуют так: фонд передаёт для осуждённых специальные краски, кисти, технику и записи с видео уроками. А колония предоставляет помещение для мастерской и куратора, который сопровождает заключённого во время занятий.
Первым участником обучения стал 34-летний Сергей из колонии в Ярославской области. В заключении он провёл 19 лет. Здесь Сергей пришёл к вере и в местной церкви принял крещение. Там же он получил у священника благословение на создание икон. У мужчины к этому есть особый талант. Поначалу он писал святые образы самостоятельно, как умел. Но теперь учится делать это профессионально. Первый курс занятий Сергей прошёл в колонии, а сегодня продолжает обучение уже на свободе.
Ещё среди учеников иконописной школы — Павел из колонии в Калужской области. Писать иконы его, как и Сергея, прежде никто не учил. Мужчина пришёл к этому сам. В будущем Павел хочет связать жизнь с Церковью: создавать иконы и однажды заняться росписью целого храма.
Всего за прошедший год курсы по обучению иконописи прошли осуждённые в четырёх областях России, в том числе в Самарской и Тверской. Команда фонда просвещения «Вера» планирует развивать проект и дальше. Больше узнать о тюремном служении фонда и поддержать его работу можно на официальном сайте: https://bfpvera.ru/, в разделе проекта «Апрель».
Также поддержать фонд и его подопечных можно, отправив СМС со словом «Апрель» и любой суммой на короткий номер 3434, например, «Апрель 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Композиторы о Рождестве Христовом». Юлия Казанцева
Мы беседовали с кандидатом искусствоведения, пианисткой Юлией Казанцевой.
Разговор шел о классических музыкальных произведениях посвященных теме Рождества Христова, о том, как и почему многие композиторы воплощали эту тему в своих произведениях.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер