Что может быть лучше праздника в русской глубинке? На картине Иллариона Прянишникова «Спасов день на Севере» мы видим молебен в день, известный в народе как «Спас на водах» (Происхождение или изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня).
— Здравствуй, Ванечка! Ты снова пришёл к нам в Третьяковскую галерею, рада тебя видеть!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Сегодня я здесь с конкретной целью.
— Расскажи, чем я могу тебе помочь!
— В учебнике литературы встретил иллюстрацию картины «Спасов день на Севере» Иллариона Прянишникова. На ней изображены крестьяне во время необычного крестного хода — на конях, да ещё и в реке... Я пришёл к вам расспросить о ней подробнее, а заодно и увидеть работу воочию.
— С радостью расскажу тебе об этом шедевре, Ваня. Тем более, что находится он в соседнем зале, пойдём посмотрим! Об авторе картины, Илларионе Прянишникове, я тебе как-то рассказывала. А вот и полотно «Спасов день на Севере».
— О! Серьёзный размах! Впечатления совсем другие, не то, что от маленькой иллюстрации в учебнике! Перед нами разворачивается действо на реке — праздничный молебен. Священнослужители и народ пришли на берег с иконами, они молятся. Многие женщины и мужчины сидят верхом на лошадях, зашли прямо в воду. Но вот что мне непонятно. Почему картина называется «Спас на Севере»? Я знаю Медовый Спас, Яблочный и Ореховый... А это, получается какой-то... Водный Спас.
— Ванечка, ты почти угадал! Художник Илларион Прянишников изобразил на картине молебен в Праздник, который иногда называют Спас на водах. Но это название — народное. А в церковном календаре Праздник звучит так: Происхождение или изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
— Ох, сложное название... Вы не могли бы пояснить, что оно означает?
— Конечно, Ваня! В 9 веке в городе Константинополе возникла традиция совершать крестный ход с сохранившимися частями Креста Господня — того самого, на котором был распят Христос. Эти сохранившиеся части так и называют — Честные Древа Животворящего Креста. Один раз в год, в середине лета их выносили из императорского дворца и большим крестным ходом, с молитвами и иконами несли в храм Святой Софии, где священники с помощью Креста Господня освящали воду.
— А зачем они это делали?
— В то время в Византии часто возникали эпидемии из-за жаркого климата. Люди стали просить Бога помочь справиться с болезнями и мором. Вместе молились. После молебна в храме Честные Древа проносили по городу и освящали ими водоёмы. Отсюда русское название праздника Происхождение или изнесение Честных Древ. Происхождение — от слова «ходить», и изнесение — от слова «носить».
— Интересно! Получается, из-за того, что священнослужители освящали водоёмы праздник стали называть «Спас на воде», верно?
— Именно так, Ваня. В России этот праздник отмечается в первый день Успенского поста — 14 августа. И в этом главный смысл: верующие готовятся встретить большой церковный праздник — Успение, то есть мирный уход из земной жизни Пресвятой Богородицы. А ещё в нашей стране Праздник «Изнесение Честных Древ» называют «Медовым Спасом» — в храмах освящают мёд нового урожая.
— Да-да, мы с бабушкой тоже освящали мёд на Медовый Спас.
— На Руси было ещё немало народных традиций, посвящённых Спасу на водах. Например, освящали новые колодцы и чистили старые. Так же как в Константинополе много веков назад, на Руси крестным ходом, с иконами и песнопениями шли на водоёмы, вместе молились. Этот день и изобразил художник Илларион Прянишников на полотне «Спасов день на Севере».
— Чувствуется, что для героев картины «Спасов день» действительно значимое событие. Одеты они нарядно, ярко, люди собрались целыми семьями, с детьми и стариками.
— И вся эта красота особенно выделяется на фоне сдержанной природы северного края. На заднем плане картины мы видим широкие просторы полей, косогоры, убегающую вдаль реку. Картина «Спасов день на Севере» — своего рода тихая благодарственная песнь, молитва художника, воспевающая русскую глубинку.
— А ещё, мне кажется, художник таким образом благодарит Бога за помощь простым людям и за радость соборной праздничной молитвы. И хоть сегодня не 14 августа, но здесь, в Третьяковской галерее мне ясно чувствуется благодать, переданная художником Илларионом Прянишниковым на картине «Спасов день на Севере».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM