Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Мнительность и подозрительность, боязнь и тревожность, постоянный поиск одобрения вплоть до заискиваний перед окружающими — в той или иной степени эти неприятные переживания знакомы каждому. Некоторые современные психологи говорят, что в конечном счёте причина этих состояний — неуверенность в себе и низкая самооценка. А что по этому поводу думает христианская традиция? И предлагает ли она какой-то рецепт против этой болезни? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 13.

17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,

21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Известно, что у апостола Павла было много недругов. Причём не только из среды иудеев и язычников. Но также из среды единоверцев, то есть христиан. Люди амбициозные завидовали авторитету апостола. Завидовали его влиянию на умы простых верующих. Завидовали его образованности и духовным талантам. Его дару слова, которым он утверждал Евангелие по всей Римской империи.

В отрывке, который только что прозвучал, Павел обращается в том числе и к этим своим недругам. В связи с этим святитель Иоанн Златоуст обращает внимание на то, как именно апостол это делает. Он не упрекает оппонентов. Не спорит с ними. Он обращается к ним так, как обращаются к близким и родным людям. «Молитесь обо мне, чтобы я скорее вернулся к вам». Вот смысл его слов.

В этих словах нет страха, нет лести, нет заискивания, нет подобострастия. Апостол не унижается, не оправдывается. Он говорит с позиции силы. Другими словами, он вполне мог бы и поругаться с клеветниками. Мог бы прямо укорить их и обвинить. Но он выбирает примирительный тон. Он демонстрирует свою открытость. Он не боится быть уязвимым. Что бы они ни сказали, что бы ни сделали, они не могут нанести ему вред. В чём же источник такой твёрдости и уверенности в себе? Далее Павел сам указывает на него.

«Я уверен — пишет он, — что имею добрую совесть, потому что во всём желаю вести себя честно». Вот секрет силы апостола. Это честность и добрая совесть. Люди не могли уязвить его и сломить, потому что он их опередил. Апостол Павел честно признавался себе в своих немощах. Они были перед его мысленным взором, как на ладони. Он держал свою совесть чистой перед Творцом. А Господь в ответ давал ему Свою благодать. И потому противники и не могли нащупать в душе апостола ту болевую точку, в которую можно ударить и заставить человека смущаться, потерять почву под ногами, ощутить себя маленьким и беспомощным ребёнком перед лицом обвинителей.

Наша низкая самооценка и неуверенность в себе — это зачастую признак того, что мы всё ещё нечестны перед собой и перед Богом. Мы всё ещё живём в мире собственных иллюзий и фантазий о том, как мы выглядим в глазах окружающих и в своих собственных глазах. И чем грандиозней эти образы, тем сильнее нас уязвляет, когда кто-то или что-то их рушит. А происходит это всякий раз, когда мы сталкиваемся с правдой жизни. Ситуация, событие, слово, взгляд могут войти в наше сердце, как острая игла. И внутри у нас словно что-то словно лопается, сдувается, как воздушный шарик. Нас покидает дух. Мы чувствуем себя слабыми и трепещущими. Мы впадаем в состояние, которое на языке церковной традиции называют малодушием. Состояние бессилия перед миром. Когда всё причиняет боль и хочется укрыться одеялом с головы до ног и не выходить из дома.

Чтобы обрести уверенность, подобную той, которой обладал апостол Павел, необходимо поставить на первое место в своей жизни поиск и исполнение воли Творца. И начать следует, подобно апостолу Павлу, с безжалостной честности перед самим собой. Приучать себя каждый день сверять свою совесть с теми принципами духовной жизни, о которых говорит Евангелие. Каждое утро просить Бога помочь нам воплощать Его заповеди в течение дня, и каждый вечер проводить безжалостную ревизию, в какой степени нам удалось это сделать. Если понудим себя так организовывать свою жизнь, со временем заметим интересную вещь. Нас перестанет беспокоить то, что думают о нас окружающие люди. Нас будет заботить лишь то, что мы смогли привнести в их жизнь. Исполнили ли мы по отношению к ним заповедь о любви и милости. Оставались ли мы сегодня честными перед Богом и собой. Так Дух Божий действует в сердцах тех, кто всю свою жизнь посвятил служению Творцу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем