— Маргарита Константиновна, а чем можно камин растопить?
— Андрей Борисович! Там, под лестницей, стопки макулатуры. Они в вашем распоряжении.
— Под лестницей... Сейчас посмотрим... Старые газеты — хорошо! Так, а это что такое?? Маргарита Константиновна, вы только посмотрите, что я нашёл!
— Наверное, клад, Андрей Борисович?
— Можно и так сказать! Линогравюра Александра Зырянова, называется «Зима. Дети». То есть, конечно, её репродукция. Оригинал хранится в Пермской государственной художественной галерее.
— Зырянов автор, вы говорите?
— Да, один из самобытных художников середины двадцатого века, непревзойдённый мастер печатной графики. Казалось бы, техника линогравюры не дает особого пространства для самовыражения. Рисунок наносится на форму, затем отпечатывается на бумаге. Но мастеру как будто удалось преодолеть технические ограничения, настолько его творения живые, неординарные.
— Позвольте, посмотрю. Да, я помню эту картинку, ещё с детства. В самом верху, на заднем плане — дымчато-синяя стена дома, виден только первый этаж. А основное пространство — просто белая бумага, не тронутая краской. Это двор, занесённый снегом. На чистом листе — серо-голубые силуэты деревьев и многочисленные играющие дети.
— Как же такая замечательная репродукция попала в макулатуру?
— Наверное, случайно, во время ремонта. Специально выбросить я, конечно, не могла, слишком иллюстрация мне нравилась. Помню, мама вырезала её из какого-то журнала, наклеила на картон, обрамила и повесила у меня над кроватью. Я просыпалась и разглядывала ребятишек. Меня удивляло и волновало сочетание бледного ландшафта с яркими фигурками мальчишек и девчонок.
— И действительно! Дом и деревья полупрозрачные, как будто условные, снег никак не обозначен, он просто подразумевается. А у детей чёрные и синие шубки, жёлтые, красные, лиловые шапочки, шарфики, штанишки. Странное ощущение вызывает этот контраст. Как будто малыши играют не во дворе перед домом, а вне времени и пространства.
— Да-да-да, словно это некий заповедный мир детства. Вы сейчас помогли мне понять то, что я не могла объяснить себе, когда была маленькая. Удивительный художник. Я не припомню — он, кажется, из столицы?
— В Москве Александр Зырянов только учился, в Суриковском институте, это было в пятидесятых годах двадцатого века. Родом он с Урала, из села Покровского Свердловской области. А после окончания учебы поселился в Перми.
— Значит, и работа «Зима. Дети» там была создана?
— Да, в 1967 году. В продолжение цикла, который художник посвятил городу. Он тогда выпустил альбом «Пермь в гравюрах Александра Зырянова».
— Выходит, я в детстве любовалась пермским двориком. А была уверена, что это родная Москва.
— Такова удивительная особенность графики Александра Зырянова. В его работах каждый узнаёт то, что ему близко. Художник словно стирает условную разницу между людьми и подчеркивает то, что нас всех роднит. На картине «Зима. Дети» каждый маленький герой переживает первый опыт привязанности и симпатии, обиды и её прощения.
— И так ли уж важно, где происходит действие картины — в Москве ли, в Перми, в Туле или в Новгороде. Линогравюра Александра Зырянова подсказывает, что все внешние обстоятельства — только декорации главного действа, становления человека! Повешу-ка я её вновь над кроватью, как в детстве. А вы, Андрей Борисович, всё-таки затопите, пожалуйста, камин. Вечера нынче прохладные...
Работу Александра Зырянова «Зима. Дети» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM