Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, добрый день!
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна! Так обрадовался вчера вашему звонку! Спасибо за приглашение — в Пушкинский музей изобразительных искусств всегда иду с радостью.
— А я ведь, Андрей Борисович, позвала Вас сюда, так сказать, с корыстной целью!
— Неожиданно! И в чём же корысть?
— Знаете, недавно перечитывала библейскую книгу Есфирь. Ну до чего же удивительная история: отважная, сильная духом женщина спасла от гибели тысячи людей! В музее имени Пушкина экспонируется, наверное, одна из самых известных в мире картин на этот ветхозаветный сюжет: полотно Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Мне захотелось снова на него взглянуть. И обсудить с таким знатоком библейской истории, как вы.
— Благодарю за доверие, Маргарита Константиновна! С большим удовольствием ещё раз рассмотрю эту работу великого Рембрандта. Тем более, в компании такого замечательного искусствоведа!
— Спасибо! Кстати, мы пришли — это 10-й зал. Вот и картина. Согласитесь, она словно притягивает к себе. Мимо пройти просто невозможно. Какая удивительная игра света и теней! И прекрасное лицо Эсфири... Знаете, мне её история чем-то напоминает сказку про Золушку — бедная сирота-иудейка вдруг становится персидской царицей, супругой царя Артаксеркса...
— Действительно, библейская книга Есфирь, как сейчас сказали бы, весьма остросюжетная — динамичная, драматичная. Но самое главное, в ней заложен глубочайший духовный смысл. Это история о спасении, которое даёт человеку вера и надежда на Бога. Позвольте, я напомню вкратце её сюжет. Действие происходит примерно в 5 веке до Рождества Христова. Персидский царь Артаксеркс собрал в своём дворце самых красивых девушек со всей империи, чтобы одну из них сделать своей супругой и царицей.
— Ею и стала Эсфирь — приёмная дочь иудея по имени Мардохей.
— Верно. А вскоре царский визирь Аман обманом вынудил Артаксеркса подписать указ об истреблении иудеев по всей персидской земле. Эсфирь, иудейка, решила предотвратить катастрофу. Влиять на политические решения царя женщина, пусть даже и царица, не могла. За такую дерзость у неё были все шансы поплатиться не только высоким положением, но и жизнью. Однако ради спасения своего народа Эсфирь отважилась просить супруга о милости. Она позвала Артаксеркса и Амана. И прямо при визире поведала царю о его кознях.
— Именно этот момент прославленный голландский живописец и запечатлел на своей картине «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Он создал полотно в 1660-м году, уже на закате жизни. В тот период, как считают искусствоведы, Рембрандт достиг наивысшего творческого уровня. Впрочем, ещё юношей, в 1626-м году, Рембрандт впервые запечатлел на холсте сцену разоблачения Амана на пиру у Эсфири. Конечно, картина значительно отличалась от той, что сейчас находится перед нашими глазами. Но, так или иначе, этот библейский сюжет интересовал художника всегда.
— Кстати, давайте обратимся к Библии. Вот как она описывает напряжённый эпизод, который мы видим на картине: «И пришёл царь с Аманом пировать у Есфири царицы. И Есфирь сказала: проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. И отвечал царь Артаксеркс царице Есфири: кто тот, который отважился в сердце своём сделать так? И сказала Есфирь: враг и неприятель этот — злобный Аман! И Аман затрепетал пред царём и царицею».
— Что и говорить, Рембрандт потрясающе сумел передать и значимость мгновения, и душевное состояние героев. Посмотрите — Эсфирь, похоже, только что закончила свой обличающий рассказ. По-видимому, он был эмоциональным — её руки всё ещё в движении. Артаксеркс осмысливает услышанное — крепко сжав губы, он смотрит прямо перед собой. Аман опустил голову и ссутулился...
— Эсфирь тоже склонила голову. Но не в страхе, а словно в молитвенной покорности. Можно сделать вывод, что Рембрандт очень хорошо, в деталях был знаком с библейской книгой Есфирь. И знал, что накануне пира царица молилась Богу: «Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя и дай мне мужество...».
— Да, художник сумел передать множество тонких граней удивительной библейской истории. Посмотрите, какими светоносными красками Рембрандт выписал облик Эсфири. Таким образом он словно подчёркивает её одухотворённость. Озарена и фигура Артаксеркса — на полотне они с Эсфирью как бы составляют единое световое целое. Фигура Амана, напротив, затемнена.
— Да, говорящий художественный приём. Мне кажется, даже неподготовленный зритель сможет уловить настроение картины «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Кстати, любопытно было бы узнать, а как этот шедевр мировой живописи попал в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина?
— О, путь был непростым! Картину в 1764-м году прибрела для Эрмитажа императрица Екатерина Вторая. Полотно пребывало в плохом состоянии, но тогда мастера сумели его отреставрировать. В конце 19-го столетия Эрмитаж передал картину Румянцевскому музею Петербурга. С годами она снова стала разрушаться. Только подумайте: четыре раза изображение переносили на новый холст. А это невероятно тонкая и кропотливая работа. Окончательно остановить процесс разрушения смогли специалисты Пушкинского музея, в экспозиции которого полотно и находится с 1924-го года.
— Как хорошо, что картину удалось спасти. Ведь работа Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — ярчайший пример того, как Священное Писание во все времена вдохновляло творческих людей на создание шедевров.
— И как хорошо, что посмотреть на этот удивительный пример сегодня может каждый!
Увидеть картину Рембрандта ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» можно в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 303 зач., I, 1-12.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Господь Иисус Христос перед Вознесением напутствовал Своих учеников и сказал, что они должны быть Его «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Апостолы, как мы знаем, именно этим и занимались: они свидетельствовали о Христе Воскресшем везде, где только могли это делать. Однако довольно скоро стало ясно, что одного лишь свидетельства как передачи личного опыта недостаточно, нужна и, так сказать, теоретическая база, необходимо доказать, что Христово Благовестие — не только не выдумка, но и то истинное Слово Божие, которое превосходит по своей важности ранее данное Богом людям откровение. Как это сделать? Где найти эту теоретическую базу? Послание святого апостола Павла к Евреям предлагает в качестве основы богословия Нового Завета взять богословие Завета Ветхого. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 1-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Первые слова только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Евреям существенным образом отличаются от начала всех прочих посланий: здесь нет приветствий, и нет никаких иных «дежурных фраз», послание начинается со своей сути — с очевидного для евреев сообщения о том, что Бог в древности самыми разными способами входил в общение с израильским народом через пророков. Однако тут же мы видим и переход к Новому Завету: в древности Бог говорил посредством пророков, а сейчас — в эпоху Нового Завета — Бог выражает Своё откровение через Сына Своего Единородного, «чрез Которого и веки сотворил». Последняя мысль относит нас к акту творения, и вместе с этим отсылает к книге Притчей Соломона, в которой Премудрость Божия выступает в качестве творческой силы: «Когда Он уготовлял небеса, я была там... тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» (Притч. 8:27,30).
Далее Послание к Евреям приводит несколько хорошо известных его адресатам цитат из Ветхого Завета, в основном из Псалтыри царя Давида, и все эти цитаты свидетельствуют об одном: Христос превосходит не только какого-либо человека, но и ангелов, он есть Воплощённый Бог. Впрочем, этот последний термин ещё не был сформирован во время написания Послания к Евреям, и потому та же самая мысль выражена здесь иными словами.
Достигло ли Послание к Евреям своей цели? Убедились ли его адресаты в истинности апостольской проповеди? Мы с вами понимаем, что на эти вопросы не существует простого и однозначного ответа, хотя бы по той причине, что любой человек в разные периоды своей жизни имеет разную степень веры. Многие из нас когда-то были далеки от Церкви, но теперь в ней, кто-то был в Церкви, но по каким-то причинам её покинул и, более того, перестал себя считать верующим человеком, что, конечно же, отнюдь не означает невозможности вернуться к жизни по вере. Для нас в прозвучавшем сегодня отрывке имеет значение не его успех в ранней Церкви, а то, что вера в Воплощённого Сына Божия — это вера апостольская, и что в канун Христова Рождества нам стоит крепко задуматься кого мы ждём? Простого человека? Мифического персонажа древней литературы? Или же всё сотворившего и всё содержащего в Своей власти Бога?
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
Гостем программы «Исторический час» был профессор МГУ, доктор исторических наук Андрей Андреев.
Разговор шел о судьбе и трудах христианского философа и публициста первой половины 19-го века Петра Яковлевича Чаадаева, о его стремительной, но неожиданно прервавшейся военной карьере, о знакомстве с Пушкиным, о критике и любви к России, а также о духовных поисках и взгляде на жизнь Русской Церкви.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Петр Яковлевич Чаадаев». Андрей Андреев
- «Русский подводный флот». Александр Музафаров
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Иван Семенович Козловский». София Проскурякова
У нас в студии была певица, правнучка знаменитого тенора Ивана Семёновича Козловского София Проскурякова.
Мы говорили о значении музыки для людей, о том, как внутренний мир отражается в том творчестве, которым человек занимается, а также наша гостья рассказала о своем прадеде, о том, какое влияние Иван Козловский оказал на своих современников и потомков, и какое место в его жизни занимала вера.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья