Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Ах, как жаль, Андрей, что в Брянске мы проездом! Всего лишь полчаса можем провести здесь, в художественном музее.
— Предлагаю без спешки познакомиться с одной картиной! Как тебе такая идея, Алла?
— Я согласна! Осталось выбрать из обширной экспозиции, что нам ближе — по тематике и по настроению.
— Ты у нас любительница детских портретов, поэтому предлагаю остановиться на произведении художницы Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Да и я давно хотел увидеть это полотно вживую, не в репродукции. Второе название работы — «Настенька приехала». Это центральная часть триптиха «С чего начинается родина?» Вот, сестрёнка, полюбуйся!
— Ой, как мне нравится, Андрюша! Деревенский дом, во дворе девочка лет восьми катается на качелях, а в окно на неё глядят дедушка с бабушкой. Композиция простая, но почему-то смотришь — и сердце замирает. И грустно, и светло.
— Простота этой картины кажущаяся. Здесь каждая подробность продумана, выверена, отточена, исполнена смысла!
— Я вот сейчас как раз подумала — неспроста фигурка девочки залита солнцем. Сразу приходит на ум, что для дедушки с бабушкой она — свет в окошке.
— Верно подмечено! Маленькая героиня картины — словно солнечный зайчик. Хрупкий силуэт очерчен сиянием. Туфельки, гольфы, короткое платьице как будто сотканы из света. И даже верёвки, поддерживающие доску на простых деревенских качелях, похожи на лучи, тянущиеся с неба.
— О небесах напоминает и стена дома, в котором живут дедушка с бабушкой — она окрашена в пронзительно синий, яркий, чистый цвет.
— В иконописи такой оттенок символизирует бесконечное неземное пространство, Небесное Царство. Екатерина Чернышёва сделала его фоном своей картины. Возможно, она использовала этот прием, чтобы показать, что деревенский дом для маленькой Настеньки — уголок Рая. Здесь девочка пребывает в любви, которую ничто не омрачает.
— Разве в советское время художники помнили об иконописных канонах? В каком году было написано полотно «Лето в деревне»?
— В 1977-ом. Екатерина Чернышёва выросла в атеистическое время, но об иконописи знала немало. Её отец, художник Николай Чернышёв, изучал древнерусские фрески, посвятил этой теме несколько научных работ.
— И дочь познакомил с церковным искусством?
— Конечно! Он был первым, и может быть, самым главным учителем рисования в жизни Екатерины. В дальнейшем она успешно окончила московский художественный институт имени Сурикова, но именно от отца усвоила способность отображать на холсте внутренний мир человека, тайны его души.
— И на картине «Лето в деревне» эта способность проявилась?
— Без сомнения. Екатерина Чернышева показала не просто заурядный эпизод каникул, а момент жизни, который печатью ляжет на сердце девочки.
— А как она это показала?
— А вот, посмотри — бабушка и дедушка замерли в проёме окна, словно на старой, чуть выцветшей фотографии. Это образ долгой памяти. Тёплое чувство к родным старикам будет вплетено в жизнь Настеньки, как вот эта синяя лента в её косу.
— Лента не просто синяя, она того же удивительного оттенка, что стена старого дома.
— И это ещё один символ на картине Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне». Ниточка любви, связавшая разные поколения одной семьи.
Картину Екатерины Чернышёвой «Лето в деревне. Настенька приехала» можно увидеть в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре.
Все выпуски программы: Краски России
Николай Чернышев. «Обнять весь мир»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то с вами беседовали о счастье?
— Конечно, помню, Андрей Борисович!
— Самое время продолжить этот разговор здесь, в Тульском музее изобразительных искусств, перед картиной Николая Чернышёва «Обнять весь мир».
— Работа очень трогательная. Девочка-подросток босиком идёт по траве. Она простёрла руки вперёд и вверх. Вокруг хрупкого стана вьётся газовый синий шарфик. Он едва касается девичьих плеч, парит над ними. Глядя на невесомую ткань, невольно вспоминаешь о крыльях. Так вы полагаете, это произведение о счастье?
— Конечно о счастье! Причем, в буквальном смысле. Девочка в своём желании обнять весь мир чувствует себя частью чего-то великого. А понятия «счастье» и «часть» — однокоренные.
— А может быть, героиня картины просто радуется, что мир ей принадлежит? Композиция выстроена так, что поле и лес лежат у ног девочки. И река — словно синяя лента, выпавшая из её косы.
— Не думаю, что Николай Чернышев поведал о стремлении к обладанию. Иначе бы он назвал свою картину иначе. Ведь «обнять» — не означает «присвоить». Это выражение любви. К тому же девочка-подросток — особый символ в творчестве художника. Это олицетворение восторга от каждого прожитого дня.
— Да, Чернышёв часто изображал таких вот светлоглазых отроковиц.
— На протяжении всей жизни! А она была долгой — с 1885 по 1973 год! Картину «Обнять весь мир» художник написал в семьдесят семь лет. Но несмотря на почтенный возраст, он разделяет восхищение юной героини вечно обновляющимся миром.
— Интересно, как Николаю Чернышёву удавалось сохранить такую свежесть и чистоту восприятия?
— Он всегда берёг в сердце наказ, который получил от своего учителя Константина Коровина. Тот сказал: «Знайте веру, надежду и любовь и во всех лишениях помните их».
— Чернышёв верил в Бога?
— Безусловно! В 1954 году Николай Михайлович выпустил книгу «Искусство фрески в Древней Руси». И окончательно определил своё творческое кредо — найти связующее звено между церковным искусством и современностью. Его ангелоподобные девы — это призыв хранить чистоту сердечную. Жить так, чтобы хотелось обнять весь мир.
— А вам не кажется призыв «обнять весь мир» слишком сентиментальным? Далёким от той глубины духовной жизни, которая позволяла создавать фрески?
— Нет, он вполне соответствует святоотеческой традиции. Можно вспомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Своим избранникам Господь даёт столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир».
— Николаю Чернышёву было знакомо это высказывание?
— Вероятно. Книгу о старце Силуане издали за рубежом в 1952 году, верующие тайно распространяли её в Советском Союзе. Так что цитата оттуда вполне могла вдохновить художника на создание картины «Обнять весь мир». Это произведение — словно стрела, указывающая сердцу верный путь к подлинному счастью.
Картину Николая Чернышёва «Обнять весь мир» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Михаил Клодт. «Коровы»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Паша, ты уже уходить собираешься? Что так мало погостил?
— Да мне, дядя Андрей, через полчаса в аэропорт нужно ехать. Моя подруга, Ксюша, из Новосибирска прилетает. Я должен её встретить.
— Ксюша — это та, что на искусствоведа учится?
— Точно, она самая!
— На студенческой конференции в Новосибирске была?
— Нет, у родственников гостила, в сибирской деревне. Представляешь, Ксюша там грядки полола, картошку окучивала, ягоды в лесу собирала. Даже корову доить научилась! И это человек, который пишет диплом по русским художникам девятнадцатого века — передвижникам!
— Для работы над этой темой весьма полезный опыт! Стоит вспомнить, что передвижники писали о народе и для народа. Они организовывали передвижные художественные выставки по всей России, чтобы сделать изобразительное искусство доступным и популярным. И сельский быт считали одной из важных тем в живописи.
— Ты считаешь, Ксюше знакомство с деревней поможет понять их идеи?
— Конечно! Личный опыт всегда важен для постижения картин.
— Особенно произведений о трудностях крестьянской жизни! Они нашей барышне теперь знакомы не понаслышке!
— Не думаю, что Ксюше только трудности запомнились. И в полотнах передвижников много светлого. Подай-ка мне тот художественный альбом с верхней полки! Он как раз посвящён передвижникам.
— Вот этот, в серой обложке?
— Да, спасибо! Сейчас попробую тебе наглядно пояснить свою мысль. Возьмем, к примеру, работу Михаила Клодта «Коровы»! Подлинник произведения хранится в Челябинском музее изобразительных искусств. Что ты скажешь об этой картине?
— Что её приятно было бы повесить в спальне или в гостиной. Речной залив, за холмом виднеются деревенские избы. К воде по тропинке спускается стадо коров. Умиротворяющий пейзаж!
— А создает это умиротворение удивительная гармония красок. Бледно-голубое небо с жемчужными облаками как в зеркало смотрится в реку. Силуэты бурых коров, отражённые во влаге песчаной отмели, дополняют палитру.
— Изображение как будто светится перламутром!
— Ты почти стихами заговорил! Недаром критики называли Михаила Клодта «живописцем поэтических сельских настроений». А здесь его талант в расцвете. Картина «Коровы» написана в 1874 году. Художнику чуть больше сорока, а он уже академик живописи, преподаватель Императорской академии художеств.
— И просто большой мастер! Меня знаешь, что ещё удивило? Мы не видим на картине людей, но чувствуем их присутствие. Кажется, что вот-вот появится какой-нибудь персонаж — доярка с ведром или пастух с посохом в руке.
— А это ещё одна особенность творчества Михаила Клодта. Художник умело сочетал пейзаж с рассказом о повседневной жизни людей. Прозрачную нежную панораму на картине «Коровы» он показал глазами крестьянина. И тем самым выполнил главную задачу товарищества передвижников.
— Это какую?
— Показать, что красота Богом созданного мира открыта каждому сердцу. И творчество — это радость, доступная всем!
— Ух ты, какая мысль! Не терпится поделиться с Ксюшей! Перескажу ей наш разговор о картине Михаила Клодта «Коровы» — уверен, она оценит!
— А лучше приезжайте вечером к нам — и мы продолжим беседу!
Картину Михаила Клодта «Коровы» можно увидеть в Челябинском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
«Помощь в детских больницах». о. Иоанн Захаров, Татьяна Андроняк
У нас в студии были руководитель проекта «Дети под покровом», руководитель добровольческой службы «Милосердие» в Москве священник Иоанн Захаров и сестра душевного попечения проекта «Дети под Покровом» Татьяна Андроняк.
Наши гости рассказали о том, как стали участниками социального служения в детских больницах, какая помощь и поддержка требуется как детям, так и их родителям, и почему присутствие волонтеров и священников так важно, когда люди сталкиваются с болезнью или потерей ребенка.
Все выпуски программы Делатели