Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, помните, мы как-то с вами беседовали о счастье?
— Конечно, помню, Андрей Борисович!
— Самое время продолжить этот разговор здесь, в Тульском музее изобразительных искусств, перед картиной Николая Чернышёва «Обнять весь мир».
— Работа очень трогательная. Девочка-подросток босиком идёт по траве. Она простёрла руки вперёд и вверх. Вокруг хрупкого стана вьётся газовый синий шарфик. Он едва касается девичьих плеч, парит над ними. Глядя на невесомую ткань, невольно вспоминаешь о крыльях. Так вы полагаете, это произведение о счастье?
— Конечно о счастье! Причем, в буквальном смысле. Девочка в своём желании обнять весь мир чувствует себя частью чего-то великого. А понятия «счастье» и «часть» — однокоренные.
— А может быть, героиня картины просто радуется, что мир ей принадлежит? Композиция выстроена так, что поле и лес лежат у ног девочки. И река — словно синяя лента, выпавшая из её косы.
— Не думаю, что Николай Чернышев поведал о стремлении к обладанию. Иначе бы он назвал свою картину иначе. Ведь «обнять» — не означает «присвоить». Это выражение любви. К тому же девочка-подросток — особый символ в творчестве художника. Это олицетворение восторга от каждого прожитого дня.
— Да, Чернышёв часто изображал таких вот светлоглазых отроковиц.
— На протяжении всей жизни! А она была долгой — с 1885 по 1973 год! Картину «Обнять весь мир» художник написал в семьдесят семь лет. Но несмотря на почтенный возраст, он разделяет восхищение юной героини вечно обновляющимся миром.
— Интересно, как Николаю Чернышёву удавалось сохранить такую свежесть и чистоту восприятия?
— Он всегда берёг в сердце наказ, который получил от своего учителя Константина Коровина. Тот сказал: «Знайте веру, надежду и любовь и во всех лишениях помните их».
— Чернышёв верил в Бога?
— Безусловно! В 1954 году Николай Михайлович выпустил книгу «Искусство фрески в Древней Руси». И окончательно определил своё творческое кредо — найти связующее звено между церковным искусством и современностью. Его ангелоподобные девы — это призыв хранить чистоту сердечную. Жить так, чтобы хотелось обнять весь мир.
— А вам не кажется призыв «обнять весь мир» слишком сентиментальным? Далёким от той глубины духовной жизни, которая позволяла создавать фрески?
— Нет, он вполне соответствует святоотеческой традиции. Можно вспомнить слова преподобного Силуана Афонского: «Своим избранникам Господь даёт столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир».
— Николаю Чернышёву было знакомо это высказывание?
— Вероятно. Книгу о старце Силуане издали за рубежом в 1952 году, верующие тайно распространяли её в Советском Союзе. Так что цитата оттуда вполне могла вдохновить художника на создание картины «Обнять весь мир». Это произведение — словно стрела, указывающая сердцу верный путь к подлинному счастью.
Картину Николая Чернышёва «Обнять весь мир» можно увидеть в Тульском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России
Полки иноземного строя: история гусарства в России
Лучшими войсками российской армии долгое время считались гусарские полки. О подвигах бравых и отважных гусар слагали стихи, песни и романы, снимали кино. Однако не менее, чем художественные произведения о гусарах, интересен исторический взгляд на возникновение гусарства в России.
Родиной гусар считается Венгрия — именно там в XV-м веке появились первые подразделения лёгкой кавалерии, которая выполняла функции, схожие с деятельностью современного спецназа. Гусары устраивали разведывательные рейды, проводили спецоперации в тылу врага. По одной из версий, слово «гусар» происходит от венгерского числительного «гус», что означает «двадцать», поскольку в гусарские подразделения брали каждого 20-го дворянина. Некоторые же исследователи считают, что корень названия следует искать в латинском слове «курсус», которое переводится как «набег». Так или иначе, гусары считались одной из самых грозных сил европейских армий.
По западному примеру, гусарские «шкадроны» появились и на Руси. Это произошло в годы правления царя Михаила Фёдоровича, которое пришлось на первую половину XVII-го столетия. Гусарские формирования русской армии входили в число так называемых «полков иноземного строя», поскольку набирались из наёмников-иностранцев, преимущественно — немцев и поляков. Первые гусары храбро проявили себя в таких важных кампаниях, как, например, Смоленская война. В мае 1654-го года царь Алексей Михайлович провёл торжественный парад Государева полка. В нём приняли участие и гусары. Свидетели этого события оставили красочное описание прохода гусарских подразделений: «Полковник Рыльский вёл тысячу гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями».
В годы правления Петра Великого гусарские полки были упразднены. И только в 1723-м году, после Персидского похода первого русского императора, гусары вновь вернулись в состав русской армии. Полки по-прежнему набирались из иностранцев — сербов, венгров, молдаван. При Петре Первом был создан и Грузинский гусарский полк, в который вошли грузинские князья-переселенцы. Лишь ко второй половине XVIII-го столетия, при Екатерине Второй, в гусарские подразделения стали набирать русских воинов. За время своего существования в России — вплоть до революции и Гражданской войны — гусары принимали участие во всех ключевых кампаниях. Особенной самоотверженностью и отвагой, как известно, отличились эти армейские подразделения в Отечественную войну 1812-го года. Интересно, что именно из гусар вышли многие наши писатели и поэты — например, Денис Давыдов, Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов.
С развитием и совершенствованием оружия необходимость в лёгкой кавалерии постепенно сошла на нет. В 1882-м году Александр III упразднил все гусарские полки, за исключением Первого Лейб-гвардейского, который продолжил выполнять свои охранные и парадные функции. Интересно, что уже в ХХ-м веке гусарские подразделения, как продолжение старых русских воинских традиций, восстановил последний русский император Николай II. И хотя в современной Российской армии гусар уже нет, пример этих храбрых воинов прошлого по-прежнему вдохновляет русских солдат.
Все выпуски программы Открываем историю
«Метеор» — первый русский паровой корабль
Одним из символов технического прогресса первой половины XIX-го столетия стал паровой двигатель. Новшество быстро нашло применение на флоте многих стран. Морским судам он обеспечивал, прежде всего, быстроходность и манёвренность. А главное — полную независимость от силы и направления ветра. Первым в истории Российского флота боевым паровым кораблём стал пароход «Метеор». Его строительство началось в марте 1823-го года на черноморской Николаевской верфи.
Стоит заметить, что паровые корабли в России диковинкой тогда уже не были: в распоряжении Балтийского и Черноморского флота имелись несколько буксиров, оснащённых паровыми машинами. Однако это были невооружённые суда, которые выполняли исключительно вспомогательные функции — предназначались для грузоперевозок и буксировки парусных кораблей.
«Метеор» строился специально для Черноморской эска́дры. В отличие от Балтики, где обстановка в XIX веке была довольно спокойной, над Чёрным морем висела постоянная угроза столкновения с враждебно настроенной Турцией. Поэтому техническая новинка была особенно необходима именно там. Всё это хорошо понимал дальновидный командующий Черноморским флотом, вице-адмирал Алексей Грейг. Ему и принадлежала идея постройки первого боевого парохода. Работу Грейг поручил полковнику корпуса корабельных инженеров Илье Разумову. Два года потребовалось ему, чтобы создать оснащённый по последнему слову техники корабль. Длина парохода составляла тридцать шесть с половиной метров, ширина — чуть больше шести, осадка — два с небольшим метра. На борту парохода располагались четырнадцать пушек. Две паровые машины общей мощностью в 60 лошадиных сил позволяли «Метеору» не зависеть от ветра. Летом 1825-го «Метеор» был спущен на воду, и после необходимых испытаний официально зачислен в состав Черноморского флота. Командиром «Метеора» был назначен «14-го класса штурманский помощник» Григорий Михновский.
Очень скоро пароходу довелось проявить себя в бою. В 1828 году началась Русско-Турецкая война. Большую опасность Крыму и Кубани представляла хорошо укреплённая турецкая крепость Анапа. В апреле 1828-го «Метеор» принял участие в её осаде. Там, где парусные суда не могли свободно маневрировать из-за дувшего с гор ветра, пароход легко переходил с одного места на другое и пушечными выстрелами поражал противника. Крепость пала через месяц, и стала русским городом Анапой — ныне это знаменитый всероссийский курорт. А «Метеор» продолжил свой боевой путь. Участвовал в блокаде и взятии Варны и других крепостей на побережье тогда ещё османской Болгарии. 24 июля 1828-го сопровождал возвращавшегося с театра военных действий — из Варны в Одессу — фрегат «Императрица Мария» с государем Николаем I на борту.
В 1829 году Русско-Турецкая война закончилась победой России и Адрианопольским мирным договором. Первый русский боевой пароход «Метеор» перевели на мирную портовую службу, которую он нёс в течение двенадцати лет. Между тем паровые двигатели становились всё мощнее. «Метеор» перестал быть технической новинкой. Именно поэтому в 1839-м году первый боевой пароход разобрали. И пусть век «Метеора» оказался недолгим — славно послужив Отечеству, именно он положил начало переходу Российского флота от парусов к пару.
Все выпуски программы Открываем историю
«Духовные смыслы романа «Идиот». Татьяна Касаткина
У нас в студии была доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы РАН Татьяна Касаткина.
Разговор шел о духовных смыслах и образах героев романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот».
Все выпуски программы Светлый вечер