— Взгляни, Антон, какая выразительная картина — «Пошёл дождь»! Ты знал, что у вас здесь, в Бийском краеведческом музее на Алтае, хранится эта замечательная работа художницы Майи Копытцевой?
— Признаться честно, Андрей, не обращал внимания. А полотно и впрямь интересное. Столько воздуха в нём, столько свежести! Так точно передано мгновенье, когда падают первые капли внезапного летнего ливня.
— Мы буквально можем проследить, как вода наполняет собой пространство. Изображение поделено по горизонтали на три части: дощатый пол веранды ещё сухой — сюда, под навес, лишь долетают отдельные брызги, по перилам ограды вовсю барабанят косые струи, а деревья в саду уже стоят мокрые.
— На перилах висит одежда — видимо, её постирали и повесили сушиться. Вещи спасает от дождя единственная героиня картины — девочка-подросток в лёгком сарафане. Она выбежала из дома босая, ёжится под хлёсткими струями, собирая в охапку кофты и брюки. Лица не видно, но мне почему-то кажется, что малышке весело.
— Конечно, для ребенка настоящее приключение — такой нежданный дождь. Он врывается в размеренную дачную жизнь, становится событием. Представляю, как вечером девочка, хохоча, описывала родителям свой маленький подвиг.
— Это дочка художницы?
— Нет, у Копытцевой было два сына. В 1967 году, когда она писала работу «Пошёл дождь», старшему исполнилось двадцать, младшему — семнадцать лет. Моделью для Майи Кузьминичны послужила дочка кого-то из коллег, которые творили на академической даче имени Репина в Тверской области. Именно там происходит действие картины.
— А что это за дача такая?
— Старейшая творческая база художников России. Она открылась ещё в 1884 году. Здесь работали такие прославленные живописцы, как Илья Репин, Архип Куинджи, Валентин Серов.
— Поколение художников, которое пришло им на смену, не получило такой известности.
— И это несправедливо, на мой взгляд. Владимир Гаврилов, Юрий Кугач, Анатолий Левитин, братья Ткачёвы создали немало ярких картин. И Майя Копытцева внесла весомый вклад в сокровищницу русской живописи. У художницы был свой особый авторский почерк, который она, можно сказать, выстрадала.
— Выстрадала?
— Да, ей пришлось пережить немало. В 1941 году Майя училась в Ленинграде, в школе при Академии художеств. Когда началась Великая Отечественная война, девочка стала одной из заложниц блокадного города. Она на всю жизнь запомнила голод, гибель близких друзей, скудное тепло буржуйки, которую приходилось топить любимыми с детства книгами. Но эти воспоминания никак не отразились в работах Майи Кузьминичны.
— Почему, как ты думаешь?
— Пройдя через испытания, она как будто осознала, что жизнь — это драгоценный дар, и славила, воспевала каждый отмерянный ей миг. Радость буквально брызжет с её полотен, будь то пейзажи, натюрморты или жанровые работы — например, та, перед которой мы с тобой сейчас стоим.
— Картина радостная, что говорить! Смотришь на неё, и вспоминаются строки из стихотворения Семёна Кирсанова: «Эти летние дожди, эти радуги и тучи, мне от них как будто лучше, будто что-то впереди».
— В точку! Работа Майи Копытцевой «Пошёл дождь» дарит надежду, что все невзгоды пройдут, как проходят бурные, но короткие летние ливни.
Картину Майи Копытцевой «Пошёл дождь» можно увидеть в Бийском краеведческом музее имени Виталия Бианки
Все выпуски программы: Краски России
1 ноября. О делателях и жатве
В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою».
О делателях и жатве, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
1 ноября. О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой
Сегодня 1 ноября. День памяти Блаженной Клеопатры и её сына святого Иоанна, живших в четвёртом веке.
О примере принятия воли Божьей святой Клеопатрой, — протоиерей Михаил Самохин.
1 ноября. О пророке как вестнике воли Божьей
Сегодня 1 ноября. Церковь чтит память Пророка Иоиля, жившего предположительно пятом веке до Рождества Христова.
О пророке как вестнике воли Божьей, — протоиерей Василий Гелеван.