Вот история моей любимой подруги матушки, то есть, жены священника, об очень непростой судьбе. Имя я изменила, а события — все настоящие.
Антон состоял в казачьем обществе. Это был человек большой силы, яркий, любил ездить на лошадях. Очень любил свою жену и трепетно — дочь.
Очень интересно пришел Антон к вере. В подростковом возрасте связался с наркоторговцами, перевозил анашу. Вот однажды ехал на электричке, а тут входит милиция с обыском. Парень похолодел, сел на свой рюкзак, внутри — наркотики, и взмолился: «Господи, если Ты меня выручишь — никогда этим не буду заниматься! К Тебе приду! Тебе буду служить!». Видно, горяча была молитва, милиционеры обыскали все, а рюкзак под Антоном не заметили. Антон пришел в церковь. Искренно, горячо поверил, много читал, изучал православие. Все у него была хорошо: жена, дочка, вера. Но лукавый не дремлет.
Как-то после Пасхи выпил изрядно Антон и пошел гулять — в казачьем костюме, гордый-нарядный. Зашел в кафе, где гуляла компания, выставили его на смех, дескать липовый казак, ряженый. А как начал возмущаться — избили и выкинули из кафе. Тут хмель и обида ударили в голову казаку. Кинулся обратно. Нож достал и стал размахивать. Да не по умыслу убил двоих.
«Кто-то моей рукой водил в тот момент», — вспоминал Антон. Пошел с повинной, дали семнадцать лет колонии строгого режима на севере. В тюрьме Антон молился за тех, кого убил, родным, что зарабатывал, — отсылал.
Рассказывал, как гуляли они во дворе, заключенные, холод лютый, а в помещение нельзя, только в молельную комнату. Мужики туда прятались, книжки брали и делали вид, что молятся тихими голосами. Собрал Антон народ и начал учить молиться. Потом писали письма в инстанции, что храм нужен. Сами построили, кто во что горазд. Крест из хлеба сделали, как деревянный.
А на воле жена подала на развод, из квартиры выписала, дочь отреклась: «Не мой отец!».
От храма Антон иногда получал посылки с необходимым и медикаментами. Социальной работой храма заведовала Ирина, красивая, добрая женщина. Завязалась у них переписка, долгая, и поехала Ирина на Север, там и расписались.
Вернулся Антон бездомный, но Ирина взяла к себе. Две дочки ее подростки от неудачного брака привязались к Антону, а он весь запас своей нерастраченной любви им отдал. Приход в тюрьме так и остался, пишут оттуда. Работает Антон алтарником в храме. Говорят про него: молитвенный человек, но уж очень грустные глаза. Тяжело смотреть в эти глаза. Боль там и покаяние.
А все-таки история эта светлая. О том, что в глубочайшем падении может человек еще к Богу вернуться. Как разбойник на кресте. И Бог может восполнить ему потерянное.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 215 зач., VI, 11-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Красной нитью сквозь всё письменное наследие апостола Павла проходит рассуждение о превосходстве веры над делами закона. Но что именно имеет в виду Павел, когда говорит о возможности достижения спасения с помощью веры? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Выражение «красная нить», ставшее метафорой и служащее для обозначения сквозной мысли для литературного произведения или продолжительной устной речи, было популяризировано немецким писателем Гёте. Но, справедливости ради, не им придумано. Гёте взял образ красной нити из окружающей действительности. А именно — во времена жизни немецкого классика в английском флоте было принято использовать верёвки и канаты с вплетённой в них красной ниткой. Она являлась знаком, что данные снасти есть собственность британской короны. Убрать красную нить из той или иной верёвки можно было только, распустив эту веревку полностью. Что не имело никакого практического смысла.
Красной нитью, то есть сквозной мыслью, письменного наследия апостола Павла является убеждённость в превосходстве веры над делами закона. Но это превосходство вовсе не выражается в том, что заповеди должны быть отменены. Речь идёт об ином. А именно — о том, что тот или иной поступок, даже самый благочестивый по форме, без веры, любви к Богу и людям может превратиться в нечто бессмысленное и даже вредное, губительное. Об этом апостол, в частности, рассуждает в прозвучавшем отрывке из послания к Галатам.
Галаты считались во времена Павла молодой народностью. Они были потомками галлов, насильно переселённых в Малую Азию властями Римской империи. Галаты долгое время страдали от синдрома народа без истории и родины. Но в данном положении дел имелись и преимущества. Галаты не были обременены прошлым, могли спокойно начать всё с чистого листа. Что они и сделали, приняв христианство с радостью и благодарностью Богу.
Но не всем нравилось то, что случилось с галатийским народом. В Галатию прибыли иудейские миссионеры, которые стали проповедовать местным жителям необходимость соблюдения ветхозаветных заповедей. Не только закона Моисея, но и талмудического предания. Причём, без какого-либо осознанного восприятия. Такие нормы, как обрезание, субботний покой, кошерная еда, преподносились как нечто самоценное, обязательное и в религиозном плане спасительное.
Апостол Павел был до глубины души возмущён деятельностью иудейских проповедников и с помощью послания постарался оградить галатов от губительного влияния лжемиссионеров. Апостол пишет данный текст собственноручно несмотря на то, что руки его были травмированы тяжёлым ремеслом по изготовлению палаток-шатров. Павел даже извиняется, что пишет много, то есть крупно, размашисто. Но тема была очень важной.
И апостол доказывает галатам, что ветхозаветные нормы устарели, а любое внешнее проявление религиозности должно основываться на милосердии, понимании, любви. А ещё настоящая вера никогда не призывает самоутверждаться за чей-либо счёт. В данном отношении Павел ссылается на смысловую красную нить жизни и служения Христа, Который всегда проявлял уважение к людям, отделял человека от его ошибок и призывал более заботиться о сути, нежели о форме. Вот и своих читателей, а вместе с ними и нас апостол просит не подменять содержание формой, но в любое религиозное действие вкладывать чистое сердце и искреннюю веру в Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Просто о Канте». Интервью с В. Балановским
Гость программы — Валентин Балановский, кандидат философских наук, доцент Балтийского федерального университета имени И. Канта.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поможем храму Казанской иконы Божией Матери в селе Курба
Фонд «Белый ирис» много лет занимается восстановлением старинных храмов в российской глубинке. Среди его подопечных — церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Это уникальный памятник русского зодчества, пострадавший во время печальных событий в XX-м столетии и чудом устоявший. В храме сохранилась часть убранства — древние росписи. Уцелела и местная святыня — чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в XVII веке.
В 30-е годы прошлого века, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе Васильевское. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих людей.
«В этом году, по весне, исцелилась от рака женщина, врач, — поведал местный священник, отец Иоанн. — Её ждала операция, и гарантий на выздоровление было очень мало. Как любой человек, который получает такую информацию, она цеплялась за любую возможность спастись. Придя в наш храм, женщина долго молилась и плакала перед иконой, а вернувшись в Москву, на последнем обследовании перед операцией услышала, что опухоль у неё исчезла».
В 2019 году Курбскую святыню — Казанскую икону Божией Матери — отреставрировали на деньги многих неравнодушных людей. Благодаря этому икона, который почти 400 лет, ещё долгие годы будет дарить утешение и радость верующим. Теперь важно помочь и местному Казанскому храму. Когда его восстановят, чудотворная икона, вернётся сюда, в свой родной дом. Поддержать возрождение храма в селе Курба Ярославской области можно на сайте фонда «Белый ирис»: https://nasledie-iris.org/projects/kazanskij-hram-ukreplenie-fundamentov/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов