Готовилась недавно к беседе о взрослении детей. И задумалась: а что же такое я разумею под этим термином: «взросление»?
Что такое для меня человек взрослый? Какими умениями он обладает? Ну понятные умения — это умение брать ответственность за свои поступки и их последствия. Но это только одно. Из множества бесед и личных размышлений вот какие я выделила навыки, умения, которыми обладает взрослый человек.
Умение воспринимать свои детские травмы, о которых мы сейчас так много говорим, не как проблему и рану, а как задачу — куда и как из этого выходить, причем простив своих родителей. Именно простивший, любящий человек обретает настоящую свободу — от детских обид, свободу развиваться, а прощение родителей дает ему еще и как сказано в Библии — помощь свыше, «долголетие на земле».
Взрослый человек умеет строить отношения — с родными, друзьями, возлюбленными, членами семьи. Он не старается «доработать» своих близких до своего идеала, и таким образом обретает еще одну свободу: не воспитывать никого «под себя», освободить это время и силы на то, чтобы заниматься собой, своей душой и своим делом.
Умение выйти из своего мира — и увидеть другого человека, с его скорбями, трудностями, болями. И это дает ему свободу — выйти из клетки своего эго, полетать над этой клеткой, увидеть себя немного сверху, и другого. Простить другому какие-то вещи, если надо. Пожалеть. Пожалеть — это вообще уникальная свобода от многих претензий к окружающим и жизни вообще.
Умение называть словами свои страхи. Это умение в природе человека, ему дано слово. Помните, как Адам в раю называл животных? Он по-настоящему видел их. Страхи же не любят, когда их видят и называют, большинство до того не любит, что при назывании может вовсе испариться. Это ли не свобода? И смежный навык: умение преображать свою тревогу в действие. Не сидеть в углу комнаты, тревожась, а начинать действовать, чтобы убрать из жизнь эту ненужность, сковывающую свободу.
Умение радоваться красоте природы. Это великий дар именно взрослого человека: если ты растешь и мудреешь, то красота закатов, восходов, лесов, морей, полей и звезд все глубже проникает в твою душу, все радостнее отзывается в сердце. Сколько радости постепенно приобретает взрослеющий человек!
Ощущение ценности времени. Взрослый человек не убивает время, не «коротает» его. Он в нем живет, прекрасно зная — что это НЕ ЕГО время. Это время ему подарено — и тем оно более ценно, что оно — дар. И что этот дар — не твой.
И еще один, самый может быть важный навык взрослого человека: это любить с жалостью. Когда Адам выбирал имя своей половинке, он назвал ее Ева. Это не моя мысль, она почерпнута из лекции любимого педагога, богослова Евгения Андреевича Авдеенко. Ева — значит мать всех живущих. А так как после ухода из рая Еве было завещано «рожать в скорби» — то в этом имени уже была жалость к Евиным будущих скорбям. И с тех пор любовь без жалости — это не любовь. Взрослый человек в понятие любви уже заложил эту жалость. Как часть любви.
Можно много еще говорить об умениях взрослого человека. Но вы заметили, какая это захватывающая дух СВОБОДА? От страхов, обид, уныния, бездействия, беспомощности. Сколько освобождается сил души — для радости, творчества, жизни. Хорошая штука — такая взрослость. Пойду расскажу это своим детям — вдруг что-то из этих свобод им еще не открыто?
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер