Есть у меня приятельница — пожилая монахиня. В монастыре, куда я хожу очень часто, она трудится за свечным ящиком, и мы иногда общаемся, если в храме малолюдно и она не занята молитвой. Мать Олимпиада рассказывает мне о сандаловых чётках, что привезены из дальних земель, о приготовлениях к очередному празднику, о реставрации икон, о новых книгах... И никогда — о себе, о собственном здоровье. Хотя лет ей немало. Но голубые глаза неизменно сияют, и старушкой её ни за что не назвать.
И вот однажды вхожу в храм, а за ящиком другая сестра. Оказалось, матери Олимпиаде нездоровится. Грозы, ливни чередой, вот и давление шалит, упадок сил. Я помолилась о её здравии, а потом, при встрече на следующий день, справилась о самочувствии. Обычно радушная монахиня лишь отмахнулась: дескать, не о чем и говорить, не стоит внимания. Ну, поболела. Ну, поднялась. Неинтересно.
Тут же вспомнилось, как на днях кормила я птиц во дворе и услышала окончание разговора двух стареньких бабушек. «Ну, здоровья тебе!» — сказала одна на прощанье. Вторая откликнулась: «Да, и тебе здоровья! Здоровье нам сейчас необходимо, мы ещё очень нужны тут, очень!» И пошли каждая к своему подъезду, с трудом, шаркая.
Вы скажете, контраст? А я думаю — нисколько. И там, и там — служение, а здоровье — не абсолютная ценность. Свободная от мирских обязательств монахиня принимает свои возрастные телесные недомогания как должное и готова предстать пред Господом каждую секунду. И потому не держится за жизнь земную.
Живущие в миру, среди детей и внуков, женщины рассматривают здоровье как необходимый инструмент служения близким. И тоже не о земных радостях для себя пекутся.
У меня есть книжечка, одна из настольных — советы преподобного Оптинского старца Амвросия мирянам. «Жить — не тужить!» называется она. Настоящее лекарство от уныния. Он и сам был удивительно жизнерадостным и даже весёлым, преподобный Амвросий. Хотя очень тяжело заболел ещё в молодости и болезнь свою нёс всю жизнь. Но даже не стремился к полному телесному исцелению, так как видел, насколько полезно терпение немощи для его души.
Помните Евангельские слова: «...где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»? Смысл их в том, что не стоит привязываться к чему-то земному, если хочешь быть со Христом в вечности. Ведь Царствие Его — не от мира сего. В этом контексте как здоровье, так и нездоровье можно рассматривать лишь как инструмент служения Богу и ближним, одинаково благодарно принимая и то, и это. Что, конечно, не исключает наших молитв о здравии и радости при исцелении. Главное — не возводить здоровье в культ, не делать кумира из собственного тела. Потому что какая нам радость будет, здоровым долгожителям, если без Бога останемся, без любви Его?
И ещё: именно во время болезни близость Господа ощущается особенно. Кто имеет это опыт, тот, пожалуй, не захочет от него отказаться. Для меня это похоже на детское впечатление: вот везут меня на Скорой в больницу, мне очень плохо, но ещё больше мне хорошо. Потому что рядом сидит папа и я чувствую его руку, большую и тёплую. Я не знала тогда, отчего плачу, от боли или всё-таки от счастья. Он есть, самый-самый лучший мой папа, и он так меня любит! Он рядом, значит — всё будет хорошо.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер