Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда нужно было отказать. Однако сказать «нет» может не всякий. И более того, сделать это необидно — целая наука. Попробуем в ней разобраться.
Для начала определимся с причинами нашего дискомфорта. Иногда трудно сказать «нет», потому что кажется, что это приведет к конфликту. Особенно с близким человеком. А бывает, что вашей мягкостью пользуются. Но быть мягким и быть безвольным — это разные вещи. Часто случается так, что, поддаваясь на уговоры другого человека, мы потом на него же за это обижаемся. Я думаю, что уметь сказать «нет» иногда просто необходимо.
А теперь пара советов. Выслушайте человека. Покажите, что вам не всё равно, однако формат помощи, который он ждёт от вас — вам не подходит. Например, ваш друг просит приютить собаку на время его отъезда. Вы можете сказать: «Поверь, я понимаю твои трудности, однако я не готов взять на себя ответственность. Знаю, что мои знакомые пользуются проверенной гостиницей для собак, хочешь, я дам контакты?» Таким образом, вы не отворачиваетесь от человека, а пробуете помочь ему решить проблему.
Второй совет. Если вы знаете, что легко откликаетесь на эмоции, быстро поддаетесь давлению — возьмите паузу. Не отвечайте сразу, скажите: «Извините, прямо сейчас я не могу решить этот вопрос, давайте вернемся к нему через час-другой». Спустя время вы сможете обдумать свой ответ, решить, готовы ли согласиться или отказать.
И третья рекомендация. Если вам неловко отказывать в прямом разговоре — используйте переписку. Иногда в письменной речи удается правильно и необидно сформулировать свое «нет».
И давайте помнить, что наш отказ — не показатель душевной чёрствости, а только лишь понимание своих возможностей. Ведь хуже, если вы что-то пообещаете человеку, а потом будете от этого страдать или вообще не выполните обещание. Давайте же скажем «да» слову «нет».
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Тепло для православного приюта в Алатыре, где помогают зависимым людям и не только
В Чувашии, в городе Алатырь, при храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», есть терапевтическое сообщество «Новая жизнь». Это место объединяет людей с непростыми судьбами. Большинство из них борются с химической зависимостью, но есть и те, кто просто нуждаются в человеческом участии и поддержке, например, как Дмитрий.
В прошлом он – осуждённый, родных и семьи нет. Когда мужчина вернулся домой, чувствовал себя одиноким, не знал для чего живёт и куда двигаться дальше. И молил Бога указать ему правильный путь.
Однажды знакомые позвали Дмитрия в город Алатырь – посетить храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и местное терапевтическое сообщество. Интересно, что полгода назад там открыли столярную мастерскую, как пространство для реабилитации подопечных с зависимостью и не только. Но в ней не хватало хорошего мастера. И тут приехал Дмитрий, который умеет профессионально работать с деревом. Мужчина потрудился здесь несколько дней, помолился в храме и решил остаться - исцеляться душой и учить других создавать красоту из дерева, мотивировать их на добрые перемены.
«Почитать Господа и помогать ближним — в этом и есть смысл жизни христианина», — объясняет основатель терапевтического сообщества священник Дмитрий Белов. Батюшка уверен — с понимания этой истины у подопечных начинается путь к выздоровлению.
В проект «Новая жизнь», как в спасительный ковчег, стремятся попасть новые подопечные. Но одновременно тут могут принять только 8 человек. Поэтому батюшка вместе с участниками сообщества построил новый корпус и теперь в него нужно провести отопление. В этом проекту необходима помощь. Если вы готовы поддержать православное терапевтическое сообщество в городе Алатырь, переходите на сайт: mirom.help.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«17-е воскресенье по Пятидесятнице». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (2 Кор. VI, 16 — VII, 1) и Апостольского (Лк., 30 зач., VII, 11-16) чтений в 17-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мучеников Сергия и Вакха, преподобной Пелагии Антиохийской, апостола Иакова Алфеева, преподобных старцев Оптинских, Иверской иконы Богородицы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Слог и стиль. В чём разница?
Как филологу мне приходилось часто встречать путаницу между словами «слог» и «стиль». Почему можно сказать: у него прекрасный слог и узнаваемый стиль, а вот наоборот — узнаваемый слог и прекрасный стиль уже режет слух. Мне показалось важным разобраться, в чем разница.
Если приглядимся к слову «слог», то увидим, что оно является производным от слова «слагать». То есть получается, что умение говорить без ошибок, грамотно строить фразы, соблюдать логику повествования, не перегружать текст — это и является признаками хорошего слога. Есть даже выражение: складная речь.
А что же такое стиль, и почему его часто описывают как авторский или узнаваемый. Думаю, потому, что по стилю мы отличаем одного рассказчика от другого. Например, стиль Достоевского не спутать со стилем Чехова. Каждый из этих писателей акцентирует внимание на разных явлениях, каждый из них обладает своим ракурсом зрения и по-своему отражает это в тексте.
Когда мы говорим о произведениях Фёдора Михайловича Достоевского, то сразу представляем прерывистую речь персонажей, обилие витиеватых диалогов и монологов, напряжение чувств. А за всем этим — вечный духовный поиск. Это и многое другое составляет его удивительный стиль.
А при упоминании Антона Павловича Чехова вспоминается афоризм: «Краткость сестра таланта». Непредвзятость, лаконизм, отточенность фраз и неповторимый тонкий юмор — вот чеховский стиль. Чехов рисует намёками и полутонами, Достоевский же использует жгучие, подчас кричащие краски.
Подводя итог, можно сказать, что важными для слога являются понятность, уместность и точность выражения, а для стиля — выразительность и уникальность.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова