Не знаю как у кого, а у меня на богослужениях бывают очень разные состояния.
С одной стороны, мне нравятся службы в храме, они наполняют душу радостью. Протяжные песнопения трогают сердце. Мерцание свечей успокаивает. Происходит какой то настрой всего организма на нужный лад. Иногда ноги сами меня ведут в храм. Душа оживает и ликует.
С другой стороны, так бывает не всегда. Порою приходишь на литургию вся такая окрыленная, одухотворенная, стоишь, стараешься вникать в ход службы, и вдруг череда мыслей уносит куда-то далеко. Вроде бы ты уже и не в церкви. Очнешься, а уже Символ Веры поют. Так грустно становится от этого и обидно. Что вроде бы в храм пришла, но на службе и не была вовсе.
А было так, что становилось физически плохо. Начинала нестерпимо болеть и кружится голова. Хотелось выбежать из храма на свежий воздух.
Когда со мной такое произошло впервые, я испугалась. Ушла со службы раньше. Поделилась своим состоянием со знакомой. А она мне говорит: «Да ты что, нужно терпеть. Это враг тебя гонит. Попробуй в следующий раз из храма не уходить». «Хорошо — сказала я — постараюсь».
Потом задумалась. Я как врач понимаю, что бывает всякое. А если человеку и правда, плохо? Если он болен? Если случается скачок давления? На моих глазах был случай, когда молодая девушка упала в обморок в храме. Лето. Душно. Не все могут выстаивать длинные службы. Поэтому считаю, что к вопросам здоровья нужно относиться со всей серьезностью. Рассчитывать силы. Во всем нужно трезвое отношение.
И еще очень важно, что движет мною, когда я остаюсь в храме, несмотря на плохое самочувствие? Любовь к Богу, желание побыть в молитве или самолюбование по гордости и тщеславию? Смотрите, какая я хорошая, мне плохо, а я наперекор себе остаюсь. Может потому что вопреки, а не по любви и состояние такое. Во всем нужна мера и рассуждение. Где Бог там тишина, покой, радость. Это сразу можно заметить. А как только появляется тревога, грусть, рассеянность то это не от Него.
Отношения с Богом — это не спортивные состязания, где нужно во что бы то ни стало прийти к финишу первым. Он ждет от нас чистого открытого сердца, любви и радости. А еще разумения. Все по силам, все с любовью.
Автор: Виктория Цыганкова
Все выпуски программы Частное мнение
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема