Все мы помним то печальное время, когда во всем мире был объявлен карантин, и наши передвижения были строго ограниченны. Именно тогда каждый оценил простые житейские радости, которые мы, порой, не замечали в суете повседневности. Прогулки, встречи с друзьями, путешествия, концерты, театры, работа, дыхание без защитных масок ‒ всё это оказалось настоящим и, увы, не доступным теперь счастьем.
Но самой большой потерей для христиан стало ограничение на посещения храмов. Службы совершались узким кругом священнослужителей и клира, без прихожан, а миллионы верующих остались без Божественной Литургии и Причастия. Думаю, в то время каждый из нас по-настоящему ощутил всю тяжесть такой потери.
Особенную тревогу вызывал тот факт, что карантин пришелся на время Великого поста и Светлого Христова Воскресения. Как же не провести эти дни в церкви? Особенно, конечно, все мечтали оказаться в храме на Пасху, но этим чаяниям не суждено было сбыться. Карантин не заканчивался, и предписания городских властей строго-настрого запрещали людям выходить из дома.
В то время я пела в одном из подмосковных храмов. Меня и еще одну девушку с клироса внесли в список тех, кто участвует в Богослужениях. Поочередно мы ездили на службы и пели в пустой церкви. Именно тогда мое пение действительно предназначалось только Господу и больше никому, и я чувствовала, как разговариваю с Ним. И всё же... это было грустное время, ибо отсутствие прихожан только обостряло ощущение ценности и значимость соборной молитвы.
На Страстную неделю мне было совсем тоскливо. Дело в том, что еще до карантина я планировала после Пасхи поехать в страну, где жил мой близкий друг. Мы не виделись почти год, и я очень сильно скучала. Все эти долгие дни пандемии я надеялась, что всё как-то устроится, но вот уже завтра Пасха, а послезавтра должен был состояться мой вылет. И всё не так, как я хочу. И ночная Литургия пройдет без людей и всеобщего ликования, и поездка не состоится.
В печальном и совсем не праздничном настроении я ехала в пустом автобусе в свой храм. Поднявшись на клирос, я уныло оглядела безлюдный храм. В то самое время, когда внизу должны были стоять сотни прихожан, предвкушающих радость Христова Воскресения, там не было никого, кроме супруги священника и чтеца. Я представила крестный ход без людей, представила возгласы «Христос Воскресе!», на которые никто не ответит, а потом вспомнила про свое отмененное путешествие и едва не расплакалась. Мне казалось таким несправедливым, что я лишилась этой поездки и встречи с другом.
И вдруг... меня словно током пронзила очень простая мысль. Да, я не увижу друга, но ведь я встречу воскресшего Христа! Скольким людям в нашей стране выпало счастье провести самый великий Праздник не дома, у телевизора, а в храме? Скольким людям дозволено причаститься на Божественной Пасхальной Литургии? Да ведь таких единицы, и в их числе ‒ я! И у меня еще хватает дерзости сетовать, что сорвалась обычная увеселительная поездка. Конечно, я скучаю по другу, но карантин не продлится вечно. Рано или поздно, но мы увидимся. Но главное, что здесь и сейчас я по-настоящему праздную Воскресение Христа!
И сразу в мое сердце вернулась радость. Я пела Пасхальную службу в тихом пустом храме, громко кричала «Воистину Воскресе!» и чувствовала огромную благодарность Господу. Если уж это не счастье, то тогда что?
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер