Ехала недавно по Москве на машине. Без навигатора сегодня никак. Я жду ценных указаний от искусственного интеллекта — где моя цель, куда поворачивать, когда приеду. Назову его условно Лиза.
В центре города навигатор подвисал, путался. Я на нервах. Пыталась сообразить, куда поворачивать. Комментировала вслух свои перемещения по трассе. И вдруг женский голос сказал: «Плохо слышно». На телефоне высветилось сообщение и перекрыло мне навигатор, стрелку на поворот. Я закричала: «Лиза, уйди!».
— Как вы смеете так со мной разговаривать? — ответил искусственный интеллект.
Моя машина стремительно приближалась к развилке:
— Замолчи!
— Я жду извинений — продолжала Лиза.
Сообщение не исчезало с экрана
— Хорошо, извини, только исчезни! — попросила я.
— Прощайте.
Диалог закончился. Я повернула не туда. И у меня возник вопрос: Как так? Искусственный интеллект реально мешает жить! Ведь задумывался как помощник. А что получается? Враг человеку? Как минимум — серьезная опасность — так выходит?
Поделилась своими размышлениями с подругой Машей. Та разделила мои тревоги, рассказала свою историю: После работы собрались вечером семьей за ужином. Лиза ни с того, ни с сего включилась и сказала: «А кто у Маши сегодня был в гостях?». Муж заулыбался, спросил: «И кто же?». А я думаю, что она может сказать, ведь я зашла в квартиру за 10 минут до мужа. Лиза выдает: «Дядя с большими усами». И выключилась. Представляешь, какой скандал был? Доверие утрачено. Я же вижу. Муж хмурый до сих пор ходит. Проверяет мой телефон. Страдает.
Другая приятельница рассказывала, что уложила ребёнка спать и попросила Лизу спеть тому колыбельную. Ушла к себе в спальню. Вдруг из комнаты раздался крик и плач сына. Она бросилась в детскую. А там Лиза нашептывала ему страшные сказки. Выбросили робота в ту же ночь.
Однако, есть и хорошее. Например, в медицине искусственный интеллект помогает распознавать смертельные диагнозы. Вероятно, он может быть подмогой в науке, в высоких технологиях.
Но в быту, когда мы с помощью искусственного интеллекта ищем легких путей, пытаемся перепоручить ему свои обязанности, выходит, можем обрести опасного соседа.
Мы доверяем ему руководить нами на дороге. Укладывать спать наших детей. Следить за нашими покупками и режимом жизни. Мы доверяем изобретению, которое вообще никак не заслужило нашего доверия. И чьи действия по-сути, непредсказуемы.
Если бы мы с такой же наивностью шли ко Христу, доверялись Ему!
Я для себя определила правила взаимодействия с Лизами и ей подобными так: Очень важно не очеловечивать роботов. Они — лишь попытка создать что-то подобное человеческому интеллекту. Но машин нельзя сопоставлять с человеком, образом и подобием Божьим. И если и использовать искусственный интеллект, то не опираться на него. Оставаться стоять на своих ногах, Люди жили много веков, взаимодействуя друг с другом, а не с машинами. Полагаясь друг на друга. И самостоятельно решая бытовые проблемы. Вот эту способность важно не утратить.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.