В сибирском лесозаготовительном посёлке где-то на берегах Ангары однажды вечером занялись огнём продовольственные колхозные склады. Деревня жила своей обычной жизнью — люди, уставшие, пришли с работы, собирались поужинать, и вдруг начался пожар. Событие, которое разделит жизни на «до» и «после», откроет истинное лицо каждого, перевернёт души. Глубочайший философский, нравственный и духовный смысл вложил писатель Валентин Распутин в свою повесть, которая так и называется — «Пожар».
Распутин написал её в 1985-м году, практически сразу вслед за своим легендарным произведением «Прощание с Матёрой». Не случайно эти два текста часто публикуются под одной обложкой. Схожи они и по смыслу, и даже по сюжету. Посёлок Сосновка, где происходят события повести, был построен специально для переселенцев из деревень, затопленных водохранилищем при строительстве гидроэлектростанции. Построен словно наскоро, как будто жить здесь постоянно люди не планировали, и, готовые в любой момент сняться с места, за двадцать с лишним лет так и не пустили как следует корни, и даже друг другу стали чужаками. По крайней мере, такое чувство не покидает и гнетёт главного героя повести — Ивана Петровича Егорова. Его душа тонко чувствует перемены, произошедшие в односельчанах. Люди, жившие когда-то сообща, во всём помогавшие друг другу, вдруг разошлись «всяк по себе». Отвернулись от ближнего, от общего и слаженного. И вот — пожар. Кажется, общая беда должна сплотить людей. Но на деле всё оказывается гораздо сложнее...
Литературоведы отмечают близость повести Валентина Распутина «Пожар» к жанру притчи. Несмотря на то, что события в ней поданы с большой реалистичностью, читатель быстро начинает понимать, что за описанием бушующего огня, за поведением и мотивами действий каждого из тех, кто вышел на борьбу со стихией, кроются глубокие внутренние смыслы и параллели. К примеру, в то время как Иван Петрович и ещё несколько человек, рискуя жизнью, выносят из горящих складов масло, зерно, муку — всё, что в первую очередь понадобится людям, другие «спасают» алкоголь и тут же, на пожаре, его употребляют; разбирают по карманам всё, что можно унести, чем поживиться. Некоторые исследователи видят в распутинском «Пожаре» прообраз последних времён и Страшного Суда, когда всё тайное станет явным, раскроется книга человеческой души, и мы увидим, какие есть на самом деле. «Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя. И нет ничего проще, как заблудиться в себе», — размышляет главный герой повести.
О нравственных ориентирах, которые не дадут человеку заблудиться и о трагедии их утраты; о важности единства с ближними и проблеме разобщённости людей; о нелёгких путях, которыми приходим мы к самим себе, чтобы потушить пожар в собственных душах рассказывает в своей повести Валентин Распутин.
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема