Муромскую икону Божией Матери нельзя отнести ни к одному из иконографических типов. Главное её отличие от других образов в том, что Младенец Христос изображён лежащим на обеих руках Пречистой Девы. Такая поза указывает на Него, как на жертвенного Агнца. Взгляд Матери, полный любви и сострадания, устремлён на Сына. Иисус в ответ касается Её лика в благословляющем жесте, словно желает утешить.
По преданию, Муромская икона была написана в Византии и доставлена на русскую землю в двенадцатом веке. Святыня принадлежала благоверному князю Константину, потомку равноапостольного Владимира — крестителя Руси. Константин получил в удел Муромское княжество, населённое воинствующими язычниками. Он отправил туда своего старшего сына Михаила с мирным посланием и проповедью о Христе. Но идолопоклонники убили юношу. Тогда князь прибыл в Муром с дружиной воинов. Местные жители признали его власть, однако, затаили злобу.
На месте мученической смерти сына Константин построил храм в честь праздника Благовещения. Князь призывал своих подданных обратиться ко Христу. Язычники упорствовали и все больше озлоблялись. Однажды разъярённая толпа окружила княжеские палаты. Помолившись Божией Матери, Константин вышел к народу с Её иконой в руках. И тут произошло невероятное! От образа Богородицы стало исходить сияние. Благодать коснулась сердец язычников. И те самые люди, что только что намеревались убить князя, пали на колени и со слезами стали просить у него прощения.
Жители Мурома пожелали принять крещение. Икона, через которую Божия Матерь явила Свою милость, стала главной городской святыней и получила название Муромская. С четырнадцатого века образ пребывал в Рязани, где также прославился чудотворениями. После революции 1917 года Муромская икона исчезла. Но сохранились её многочисленные списки, самые древние из которых хранятся в Третьяковской галерее и Государственном историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
19 сентября. О скромности и тщеславии
В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш».
О скромности и тщеславии, — протоиерей Михаил Самохин.
Протоиерей Артемий Владимиров. «И душа с душою говорит»
«И душа с душою говорит. Энциклопедия характеров и судеб» — так назвал протоиерей Артемий Владимиров свою книгу — сборник небольших эссе, на страницах которого батюшка духовно осмысляет произведения отечественных и зарубежных поэтов. Отец Артемий, духовник московского Алексеевского женского монастыря, известный проповедник, педагог и член Союза писателей России, по светскому образованию — филолог. В молодости, ещё до принятия священного сана, батюшку, по собственным его словам, проза увлекала гораздо больше, чем поэзия. Однако ступив на священническую стезю, отец Артемий Владимиров неожиданно по-новому взглянул на поэтическое творчество. Батюшке вдруг захотелось вникнуть в сокровенные глубины сердец знакомых с детства поэтов, вступить в своеобразный поэтический диалог с их бессмертными душами. Обратиться к Пушкину, Лермонтову, Некрасову, Тарковскому, Ахмадулиной и десяткам других поэтов прошлого и современности не только в качестве читателя, но, прежде всего, в качестве пастыря. Именно это протоиерей Артемий Владимиров и попытался сделать на страницах своей книги.
Духовными собеседниками автора стали около 60-ти поэтов. О каждом батюшка сообщает краткую биографическую информацию и анализирует несколько избранных текстов. Начинает с Шекспира. Отец Артемий обращает внимание читателей на глубокий драматизм его произведений. Цитируя 27-й сонет Шекспира, отец Артемий улавливает в его строках путь души от тьмы к свету: Усердным взором сердца и ума \ Во тьме тебя ищу, лишенный зренья.\ И кажется великолепной тьма,\ Kогда в нее ты входишь светлой тенью. Батюшка приводит слова преподобного Варсонофия Оптинского, который называл Шекспира поэтом, обращающим читателя лицом к вечности. Протоиерей Артемий Владимиров сам через века обращается к английскому драматургу в посвящённых ему стихах: В трагедиях — какая бездна \ Тайн изворотливой судьбы.\ Kомедий юмор, нам любезный,\ С печатью светлой простоты. Интересно, что подобный духовно-поэтический диалог — своего рода традиция в русской литературе.
Батюшка признаётся, что Александр Сергеевич Пушкин — пожалуй, самый близкий ему по духу поэт. Что в томике Пушкина он всегда находит мысли, созвучные его собственным. И приводит в пример знаменитое стихотворение поэта: Если жизнь тебя обманет \ Не печалься, не сердись\ В день уныния смирись: \ День веселья, верь, настанет.
От Пушкина, Тютчева, Есенина до Юнны Мориц, Арсения Тарковского, Николая Заболоцкого, Олеси Николаевой и Анны Долгаревой — современной поэтессы Донбасса — удивительными и такими разными поэтическими дорогами проведёт нас отец Артемий Владимиров по страницам своей книги «И душа с душою говорит». Автор отмечает, что хотел бы своей книгой привлечь современного читателя к поэзии, к красоте русского слова. Но главное — показать, что, хотя все мы очень разные, одно у нас, несомненно, общее: душа, которая, как известно, по природе христианка. Она интуитивно ищет Бога, уповает на Его благодать. А значит, каждому из нас окажутся близки переживания и искания поэтов, с которыми протоиерей Артемий Владимиров встретился, как с давними друзьями, на страницах своей книги «И душа с душою говорит».
Все выпуски программы Литературный навигатор
19 сентября. Об Аравийской Иконе Богородицы её чудотворных списках
Сегодня 19 сентября. Церковь чтит Аравийскую Икону Богородицы.
Об иконе и её чудотворных списках, — игумен Лука Степанов.