Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Что может сравниться с любовью Бога к нам? Пожалуй, только родительские чувства к детям. Василий Тропинин написал портрет сына Арсения, когда мальчику было около десяти лет. «Портрет А.В. Тропинина» пропитан отеческой любовью к своему ребёнку.
— Маргарита Константиновна, посмотрите на этот славный портрет!
— Наташа, как хорошо, что ты обратила на него внимание! Это работа Василия Тропинина. Портрет его сына — Арсения. Художник изобразил мальчика в возрасте примерно десяти лет.
— Здесь, в Третьяковской галерее, немало портретов кисти Тропинина. Но этот — какой-то особенный. От одного взгляда на него сердце наполняется радостью. Наверное, потому что светлый человек изображён на картине.
— Ты права, Наташенька. Но не только поэтому. Портрет сына Василий Андреевич Тропинин написал в 1818 году, в ранний период своего творческого пути. По признанию самого художника, это была счастливая пора в его жизни и творчестве. Он без отдыха писал с натуры. Работал вдохновенно, радостно.
— Вот почему такое тёплое чувство вызывает портрет. Получается, мы видим картину глазами художника!
— Художника и любящего отца. На изображении — дорогой и близкий для него человек. Это читается во всём облике — в тёплой, золотистой цветовой гамме, например. Солнечные лучи играют в мягких пушистых волосах мальчика, на его светлом личике.
— И хотя облик ребёнка статичен, глядя на портрет, мы чувствуем живость, непосредственность, неповторимое обаяние героя картины. Взгляд мальчика направлен в сторону, что-то привлекло его внимание, что-то заинтересовало любопытного ребёнка. Но в этом движении нет суеты, а скорее, царское спокойствие. Сразу чувствуется — дворянин!
— Нет, Наташа, он — не дворянин.
— Как? Разве художник Василий Тропинин не дворянского происхождения?
— Тропинины — из крестьян. Василий Андреевич был крепостным графа Моркова, который помог ему получить художественное образование и впоследствии дал ему вольную.
— А сын, Арсений, тоже освободился от крепостной зависимости?
— Да, но только через пять лет после отца. В возрасте двадцати лет.
— А чем он занимался в жизни?
— Есть сведения, что он пошёл по стопам отца и стал художником. Но главное — как ты уже подметила — он вырос достойным человеком. Добрым, надёжным. После смерти матери он стал крепкой опорой и поддержкой для стареющего отца. Нежно заботился о нём, устраивал для папы маленькие радости.
— Как здорово! А какие?
— Василий Тропинин очень любил птиц. Чтобы порадовать отца, Арсений ездил на птичий рынок, приобретал там певчих птиц в клетках. А потом они вместе с отцом ездили за город и выпускали птичек на волю.
— Кто-то сказал бы: что за причуды! Покупать птиц, чтобы потом просто выпускать их! Но представляю, сколько радости и любви было в этих моментах! Общение сына и отца, такое доброе, тёплое, трепетное — бесценно!
— Согласна с тобой, Наташенька! Дарить любовь — своим близким, детям и родителям, друзьям, утешать, если кому-то одиноко и грустно, радовать и укутывать друг друга заботой.
— А для того, чтобы ещё раз убедиться в этом, я пришла сегодня к вам, в Третьяковскую галерею. Картина Василия Тропинина «Портрет Арсения Васильевича Тропинина» больше чем просто живопись. Это напоминание нам о том, что любовь — главное, ради чего мы пришли на этот свет.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM